Пояснительная записка
Данная программа рекомендуется для проведения элективного курса по географии в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки с опорой на знания, полученные при изучении географии материков и океанов, физической и экономической географии России, а также на межпредметные связи с другими естественными и общественными дисциплинами. Данный курс может рассматриваться как универсальный курс, и предложен слушателям разных профилей: социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного и других.
Периодичность занятий – 1 час в неделю, ориентирован на 2-е полугодие, общий объем – 17 часов.
В условиях нарастающего прогресса в различных областях науки, техники и общественной жизни важно знакомить подрастающее поколение с наиболее перспективными направлениями исследовательской работы и созидательной деятельности людей. Одно из них – изучение земной поверхности по фотоснимкам, получаемым из космического пространства, и решение на этой основе задач рационального использования и улучшения природной среды. Бурное развитие новой отрасли географических знаний – космического землеведения, есть насущная потребность человеческого общества.
Космические фотоснимки Земли способствуют развитию интереса учащихся к изучению не только тех тем , которые иллюстрируются этими снимками, но и стойкого интереса ко всему школьному курсу географии. Использование космических снимков значительно сокращает путь усвоения многих общеземлеведческих понятий и представлений. Углубленное изучение космических снимков на элективных занятиях развивает интерес учащихся к определенным научным знаниям и соответствующим профессиям (метеоролога, мелиоратора, работника лесного и сельского хозяйства, строителя и т. д.).
Основным инструментом наглядности в географии, как известно, являются географические карты. Но они недостаточно точно отражают объективную реальность, так как карты – есть математически верное изображение действительности. Этот недостаток – чрезмерная абстрактность и большая генерализация – можно устранить, если в сочетании с географическими картами использовать строго документальные спутниковые снимки и фотокарты. В таком случае знания учащихся по некоторым разделам географии становятся глубже и прочнее. У учащихся возникает большой интерес к географии. Последнее становится, на мой взгляд, в процессе практических работ с раздаточным материалом. Здесь заметно проявляется более осознанное восприятие изучаемого материала, происходит закрепление зрительных образов и лучшее запоминание физико-географических понятий или общегеографических закономерностей.
Потребность изучения дистанционными методами природы земной поверхности, глобальных, общепланитарных проблем человечества вызывает необходимость рассказа об этом в курсе «Космическое землеведение». Программа курса соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной, так как тема совершенно (к сожалению ) не изучается в школьной программе.
Цели и задачи курса:
- Развитие географического мышления, повышение стойкого интереса к географии, расширение кругозора.
- Воспитание патриотических чувств за свою страну – родину космических полетов на примере жизни и деятельности выдающихся ученых, космонавтов, инженеров.
- Вовлечение учащихся в работу с космическими снимками.
- Формирование у школьников реального зрительного образа территории по космоснимкам, понимания целостности природы Земли.
- Развитие у школьников умения практически применять имеющиеся знания для изучения конкретных территорий.
- Показать ценность и незаменимость многих фотоснимков в решении важных государственных задач.
- Попытаться выполнять элементарное дешифрирование, выделять (нарисовать) какие-либо контуры, анализировать их, сопоставлять снимки с соответствующими картами.
- Усвоение учащимися современных научных сведений в области космонавтики о природе Земли, необходимых им для последующего выбора профессий и сферы деятельности.
Средства обучения: журналы «Новости космонавтики», «Авиация и Космонавтика»; материалы архива школьного музея; энциклопедические словари; научно- популярная литература, компьютер, Интернет.
Наглядность в обучении: географические карты, глобус, видеоматериал, слайды, коллекция космических фотоснимков, раздаточный материал – ксерокопии космоснимков, плакаты, наборы иллюстраций на космическую тему.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, семинаров, непрерывного диалога с учеником, проведение практикумов, элементы деловой игры, экскурсия в школьный музей имени В.В.Терешковой.
Тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
Практикум |
Семинар |
||||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
|
2. |
Из истории космических исследований. |
4 |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия в школьный музей. |
3. |
Космическое землеведение. |
3 |
2 |
1 |
|
Практ. работа «Чтение тематических карт». |
4. |
Дистанционные методы исследования Земли из космоса (знакомство с фотоснимками Земли). |
7 |
3 |
3 |
1 |
Семинар «Роль космоснимков в решении важных н/х задач». |
5. |
Космос в мирных целях. |
1 |
1 |
|
|
|
6. |
Обобщающее занятие. |
1 |
|
1 |
|
Тестирование |
|
Итого: |
17 |
9 |
6 |
2 |
|
Содержание
Тема 1. Введение (1 ч.).
География – как одна из древнейших наук о Земле. Первые карты. Роль географических наук в изучении природы Земли (геология, геоморфология, землеведение, тектоника, климатология, почвоведение).
Новые направления в географии
Методы изучения природы Земли.
Тема 2. Из истории космических исследований (4 ч.).
Космос … что это такое?
Космонавтика – одно из новых направлений в деятельности человека.
На заре космонавтики.
К.Э. Циолковский – основоположник теоретической космонавтики.
С.П. Королев – основоположник практической космонавтики.
Первые звездные старты. Ими славится земля ярославская.
Космос – рабочая площадка.
Зачем человечеству нужен космос.
Дистанционные исследования в прошлом и настоящем.
Тема 3. Космическое землеведение (3 ч.).
Знакомство с новым направлением в науке.
Космическая геология.
Космическое сельское хозяйство.
Космическое лесное хозяйство.
Метеорология.
Изучение природы Мирового океана.
Линеаменты на космических снимках.
Практикум.
Анализ (чтение) тематических карт (геологической, тектонической, климатической, почвенной) и общегеографических (физическая карта полушарий, физическая карта России).
Тема 4. Дистанционные методы исследования поверхности Земли из космоса. (Знакомство с фотоснимками Земли) (7 ч.).
Что можно узнать о природе Земли по космическим снимкам.
Атрибутивные характеристики объекта.
Понятие о дешифрировании снимков.
Изучение природных ресурсов Земли из космоса.
Изучение состояния окружающей среды из космоса.
Следы человека на космических снимках.
Практикумы.
- Описание природных явлений и процессов по фотоснимкам, полученным из космоса. Сопоставление космоснимков отдельных территорий с территориями, изображенными на географических картах.
- Распознавание (дешифрирование) географических объектов, процессов и явлений по космическим снимкам отдельных территорий.
- Работа с отдельными фотоснимками отдельных территорий, спутниковыми фотокартами через Интернет.
Тема 5. Космос в мирных целях (1 ч.).
Отрасли народного хозяйства, использующие открытия науки, полученные космонавтикой. Понятие о международном космическом праве.
Тема 6. Обобщающее занятие (1 ч.).
Проверка полученных знаний по данному курсу в форме тестирования и проведения познавательной викторины.
Литература.
- Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды. – М.: Мысль, 1976. – С. 284.
- Береговой Г.Т. Космос – землянам. – М.: Молодая гвардия, 1981. – С. 191.
- Губарев В.С. Космические мосты. – М.: Молодая гвардия, 1976. – С. 208.
- Губарев В.С. Утро космоса. – М.: Молодая гвардия, 1984. – С. 191.
- Шаталов В.А., Ребров М.Ф. Космос: рабочая площадка. – М.: Детская литература, 1978. – С. 127.
- Гречко Г.М., Мелуя В.И., Пешков В.Б., Селиванов Н.П. Земля – наш дом во вселенной. – Л.: Стройиздат, 1983. – С. 207.
- Рабиза Ф.В. Космос у тебя дома. – М.: Детская литература, 1984. – С. 112.
- Семакин Н.К., Назаров М. Использование космической фотоинформации в обучении космической географии. – М.: Просвещение, 1977. – С. 1–3, 26–27.
- Реброва Л.В. Живые организмы в космосе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 15.
- Коваль А.Д., Денисов Л.В. Космическое природоведение. Ч. 1. (Экранное пособие, сопроводительный текст и диапозитивы).
- Шульц С.С. Земля из космоса. – Л.: Недра, 1984.
- Всемирное наследие в России. Атлас изображений Земли из космоса. – М.: Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2005.
- Новые технологии – новые профессии. Сборник материалов. – М.: Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2003.
- Первая международная конференция «Земля из космоса – наиболее эффективные решения». Сборник тезисов. – М.: Бином, 2003.
Интернет- ресурсы:
- maps.google.com
- ru.wikipedia.org
- www.rgo.ru