Элективный курс "Космическое земледелие"

Разделы: География


Пояснительная записка

Данная программа рекомендуется для проведения элективного курса по географии в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки с опорой на знания, полученные при изучении географии материков и океанов, физической и экономической географии России, а также на межпредметные связи с другими естественными и общественными дисциплинами. Данный курс может рассматриваться как универсальный курс, и предложен слушателям разных профилей: социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного и других.

Периодичность занятий – 1 час в неделю, ориентирован на 2-е полугодие, общий объем – 17 часов.

В условиях нарастающего прогресса в различных областях науки, техники и общественной жизни важно знакомить подрастающее поколение с наиболее перспективными направлениями исследовательской работы и созидательной деятельности людей. Одно из них – изучение земной поверхности по фотоснимкам, получаемым из космического пространства, и решение на этой основе задач рационального использования и улучшения природной среды. Бурное развитие новой отрасли географических знаний – космического землеведения, есть насущная потребность человеческого общества.

Космические фотоснимки Земли способствуют развитию интереса учащихся к изучению не только тех тем , которые иллюстрируются этими снимками, но и стойкого интереса ко всему школьному курсу географии. Использование космических снимков значительно сокращает путь усвоения многих общеземлеведческих понятий и представлений. Углубленное изучение космических снимков на элективных занятиях развивает интерес учащихся к определенным научным знаниям и соответствующим профессиям (метеоролога, мелиоратора, работника лесного и сельского хозяйства, строителя и т. д.).

Основным инструментом наглядности в географии, как известно, являются географические карты. Но они недостаточно точно отражают объективную реальность, так как карты – есть математически верное изображение действительности. Этот недостаток – чрезмерная абстрактность и большая генерализация – можно устранить, если в сочетании с географическими картами использовать строго документальные спутниковые снимки и фотокарты. В таком случае знания учащихся по некоторым разделам географии становятся глубже и прочнее. У учащихся возникает большой интерес к географии. Последнее становится, на мой взгляд, в процессе практических работ с раздаточным материалом. Здесь заметно проявляется более осознанное восприятие изучаемого материала, происходит закрепление зрительных образов и лучшее запоминание физико-географических понятий или общегеографических закономерностей.

Потребность изучения дистанционными методами природы земной поверхности, глобальных, общепланитарных проблем человечества вызывает необходимость рассказа об этом в курсе «Космическое землеведение». Программа курса соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной, так как тема совершенно (к сожалению ) не изучается в школьной программе.

Цели и задачи курса:

  1. Развитие географического мышления, повышение стойкого интереса к географии, расширение кругозора.
  2. Воспитание патриотических чувств за свою страну – родину космических полетов на примере жизни и деятельности выдающихся ученых, космонавтов, инженеров.
  3. Вовлечение учащихся в работу с космическими снимками.
  4. Формирование у школьников реального зрительного образа территории по космоснимкам, понимания целостности природы Земли.
  5. Развитие у школьников умения практически применять имеющиеся знания для изучения конкретных территорий.
  6. Показать ценность и незаменимость многих фотоснимков в решении важных государственных задач.
  7. Попытаться выполнять элементарное дешифрирование, выделять (нарисовать) какие-либо контуры, анализировать их, сопоставлять снимки с соответствующими картами.
  8. Усвоение учащимися современных научных сведений в области космонавтики о природе Земли, необходимых им для последующего выбора профессий и сферы деятельности.

Средства обучения: журналы «Новости космонавтики», «Авиация и Космонавтика»; материалы архива школьного музея; энциклопедические словари; научно- популярная литература, компьютер, Интернет.

Наглядность в обучении: географические карты, глобус, видеоматериал, слайды, коллекция космических фотоснимков, раздаточный материал – ксерокопии космоснимков, плакаты, наборы иллюстраций на космическую тему.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, семинаров, непрерывного диалога с учеником, проведение практикумов, элементы деловой игры, экскурсия в школьный музей имени В.В.Терешковой.

Тематическое планирование

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практикум

Семинар

1.

Введение.

1

1

 

 

 

2.

Из истории космических исследований.

4

2

1

1

Экскурсия в школьный музей.

3.

Космическое землеведение.

3

2

1

 

Практ. работа «Чтение тематических карт».

4.

Дистанционные методы исследования Земли из космоса (знакомство с фотоснимками Земли).

7

3

3

1

Семинар «Роль космоснимков в решении важных н/х задач».

5.

Космос в мирных целях.

1

1

 

 

 

6.

Обобщающее занятие.

1

 

1

 

Тестирование

 

Итого:

17

9

6

2

 

Содержание

Тема 1. Введение (1 ч.).

География – как одна из древнейших наук о Земле. Первые карты. Роль географических наук в изучении природы Земли (геология, геоморфология, землеведение, тектоника, климатология, почвоведение).

Новые направления в географии

Методы изучения природы Земли.

Тема 2. Из истории космических исследований (4 ч.).

Космос … что это такое?

Космонавтика – одно из новых направлений в деятельности человека.

На заре космонавтики.

К.Э. Циолковский – основоположник теоретической космонавтики.

С.П. Королев – основоположник практической космонавтики.

Первые звездные старты. Ими славится земля ярославская.

Космос – рабочая площадка.

Зачем человечеству нужен космос.

Дистанционные исследования в прошлом и настоящем.

Тема 3. Космическое землеведение (3 ч.).

Знакомство с новым направлением в науке.

Космическая геология.

Космическое сельское хозяйство.

Космическое лесное хозяйство.

Метеорология.

Изучение природы Мирового океана.

Линеаменты на космических снимках.

Практикум.

Анализ (чтение) тематических карт (геологической, тектонической, климатической, почвенной) и общегеографических (физическая карта полушарий, физическая карта России).

Тема 4. Дистанционные методы исследования поверхности Земли из космоса. (Знакомство с фотоснимками Земли) (7 ч.).

Что можно узнать о природе Земли по космическим снимкам.

Атрибутивные характеристики объекта.

Понятие о дешифрировании снимков.

Изучение природных ресурсов Земли из космоса.

Изучение состояния окружающей среды из космоса.

Следы человека на космических снимках.

Практикумы.

  1. Описание природных явлений и процессов по фотоснимкам, полученным из космоса. Сопоставление космоснимков отдельных территорий с территориями, изображенными на географических картах.
  2. Распознавание (дешифрирование) географических объектов, процессов и явлений по космическим снимкам отдельных территорий.
  3. Работа с отдельными фотоснимками отдельных территорий, спутниковыми фотокартами через Интернет.

Тема 5. Космос в мирных целях (1 ч.).

Отрасли народного хозяйства, использующие открытия науки, полученные космонавтикой. Понятие о международном космическом праве.

Тема 6. Обобщающее занятие (1 ч.).

Проверка полученных знаний по данному курсу в форме тестирования и проведения познавательной викторины.

Литература.

  1. Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды. – М.: Мысль, 1976. – С. 284.
  2. Береговой Г.Т. Космос – землянам. – М.: Молодая гвардия, 1981. – С. 191.
  3. Губарев В.С. Космические мосты. – М.: Молодая гвардия, 1976. – С. 208.
  4. Губарев В.С. Утро космоса. – М.: Молодая гвардия, 1984. – С. 191.
  5. Шаталов В.А., Ребров М.Ф. Космос: рабочая площадка. – М.: Детская литература, 1978. – С. 127.
  6. Гречко Г.М., Мелуя В.И., Пешков В.Б., Селиванов Н.П. Земля – наш дом во вселенной. – Л.: Стройиздат, 1983. – С. 207.
  7. Рабиза Ф.В. Космос у тебя дома. – М.: Детская литература, 1984. – С. 112.
  8. Семакин Н.К., Назаров М. Использование космической фотоинформации в обучении космической географии. – М.: Просвещение, 1977. – С. 1–3, 26–27.
  9. Реброва Л.В. Живые организмы в космосе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 15.
  10. Коваль А.Д., Денисов Л.В. Космическое природоведение. Ч. 1. (Экранное пособие, сопроводительный текст и диапозитивы).
  11. Шульц С.С. Земля из космоса. – Л.: Недра, 1984.
  12. Всемирное наследие в России. Атлас изображений Земли из космоса. – М.: Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2005.
  13. Новые технологии – новые профессии. Сборник материалов. – М.: Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир», 2003.
  14. Первая международная конференция «Земля из космоса – наиболее эффективные решения». Сборник тезисов. – М.: Бином, 2003.

Интернет- ресурсы:

  1. maps.google.com
  2. ru.wikipedia.org
  3. www.rgo.ru