Классный час по теме "Государственные символы. Герб России". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Тема: Государственная символика. Герб России.

Цель: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.

Задачи:

1) познакомить с понятием «государственные символы – ГЕРБ»;
2) способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны;
3) учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.

Оборудование для учителя: виды флагов, кассета с песней о России, 5 пословиц, символы государства – флаг, герб; виды гербов.

Оборудование для учащихся: клей; цветные карандаши; разрезные детали герба «щит, 3 короны, держава, скипетр».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вводная часть

(Слушание песни о Родине)

- О чём эта песня?

* В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, дом, Деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина. Каждый чело – век любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

- Кто желает нам рассказать стихи о Родине?

 (Чтение стихов учащимися.)

- Какие вы знаете пословицы о Родине?

 (Зачитывание учащимися пословиц.)

- А теперь попробуем составить пословицы о Родине.

- У всех на партах лежат 5 разрезанных пословиц. Вы должны по смыслу подобрать к началу пословицы её конец.

Работа в парах

(Дети собирают 5 разрезанных пословиц.)

*Всякому мила – своя сторона.
* Родная землица – и во сне снится.
* Родина – мать, умей за неё постоять.
* Нет в мире краше – Родины нашей.
* Родина краше солнца, дороже золота.

- Проверим как вы составили эти пословицы.

(Дети проверяют как они составили пословицы, на доске прикрепляю всю пословицу.)

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

* Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Видно, что вы знаете пословицы, умеете их составлять, объяснять.

2. Основная часть

- Давайте вспомним, как называется страна, в которой вы живёте? (Россия.)

- В каком государстве вы живёте? (РФ.)

- Назовите столицу нашего государства? (Москва.)

- Ребята, сегодня я вам расскажу о появлении и становлении Российского герба.

- Давайте вспомним, какие символы государства вы знаете? (Гимн, флаг, герб.)

- На прошлом занятии мы говорили о Российском флаге. Посмотрите на доску и выберите из множества флагов – Российский флаг.

(Использую 6 видов флагов разных государств и среди них Р. Флаг.)

- Почему вы решили, что это Российский флаг? (3 цвета и их расположение.)

- Каково значение цветов Российского флага? (Белый цвет – означает мир и чистоту совести; синий цвет – небо, верность, правду; красный цвет – огонь и отвагу.)

- А где вы видели Российский флаг? (На государственных учреждениях; в особо торжественные дни гордо реет над государственными учреждениями.)

- Почему иногда флаг бывает приспущен? (В стране – траур.)

- А как выглядит герб России?

(Показ Российского герба.)

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

- Где вы могли увидеть герб России? (Паспорт, грамоты, диплом и др.)

- Ребята, посмотрите на данные герба, попробуйте выделить Р. Герб.

(Использую 8 видов гербов разных государств и среди них Р. Герб.)

- Вы правильно выбрали Р. Герб – государственный символ нашего государства.

- Рассмотрите внимательно герб и расскажите, что вы видите?

* Сразу выделяется фон герба – красный. А это цвет – жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой лапе держава - в виде золотого шара. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашего государства.

- Что вы видите на груди у орла? (Всадника на коне.)

*На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея.

- Почему змей чёрный? (Чёрный цвет – зло.)

*Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

-У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герб в правильной последовательности.

(Вырезание, наклеивание, раскрашивание.)

(Приложение)

- Вот теперь мы знаем, как выглядит герб нашей Родины – России. Мы также знаем, что гербы имеют очень давнюю историю.

- Что же собой представляет герб? (Изображение золотого орла на красном поле.)

- Почему 2 головы у орла? (Оборона от запада до востока.)

- Что означают 3 короны на голове у орла?

* Три короны над ними скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев и белорусов.

- Что в когтях у орла? Что они означают?

* Скипетр и держава – выражает вечность государственных устоев нашего Отечества.

3. Итог занятия

- О чём шла речь на классном часе?

- Что же такое герб?

* Относиться к гербу надо с уважением, так как это символ нашего государства. Не одно государство не может существовать без этого символа.

- Заканчивая наш классный час, я бы хотела чтением стихотворения:

 « Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!»