Цель: дать учащимся понятие о местоимении как части речи, которая употребляется вместо имен существительных; развивать умение употреблять местоимения в речи; воспитывать интерес к языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас урок необычный, мы отправимся в путешествие.
II. Постановка учебной задачи.
На доске запись:
Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, но.
– Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить. (Учащиеся делят их называя лишь знакомые части речи. Местоимения они еще не знают).
Предлоги |
|
|
Местоимения |
|
|
Глаголы |
|
|
Союзы |
В, на, под |
|
|
Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя |
|
|
Мни |
|
|
А, но |
Словарная работа:
Что это за слово «мни»?
Мнем – это что? (это глаголы. От глагола «мять»).
– Давайте вернемся к второй группе слов. Как можно назвать эту группу слов? (Если кто-то скажет местоимения, то можно спросить: Откуда ты это знаешь?).
– В речи вы такие слова слышали? (Слышали).
– А когда их употребляют? (Вместо имен). Как будут называться эти слова? (местоимения).
– Итак, замечательно, мы нашли местоимения.
– А сейчас, мы отправимся в путешествие в имение Местоимения. Нас там ждут разные задания. Справитесь? (Да).
– Ну, попробуем.
– Местоимения мы нашли. В имение мы попали. А что такое местоимение вы еще не рассказали. Давайте подумаем вместе.
Местоимение – это что? (Если не скажут, что это часть речи, возвращаемся к глаголу).
Глагол – это что? (Часть речи).
А местоимения, мы сказали, что их употребляют вместо имен, то какой частью речи могут быть? (Это тоже часть речи, которая заменяет имена, не называя их).
Открытие!!! – Мы с вами поднялись на первую ступеньку дворца. Чем выше будем подниматься, тем больше узнаем о местоимениях, и лучше будем употреблять их в речи.
III. Открытие новых знаний.
– С первым заданием мы справились!
А знаете ребята, местоимения бывают I, II и III лица, единственного и множественного числа. Слайд № 3 Слайд 4
Слайд № 5. (3 окна. Открываются ставни).
– Как вы думаете, почему местоимения я, мы 1-го лица. (Когда говорят о себе).
Ты – 2-го лица? (Когда к кому-то обращаемся. Ты - это человек, с которым мы разговариваем). А во множественном числе как будет? (Вы).
Он, она, оно, они – 3-го лица? (Когда о ком-то сообщают. О человеке, которого нет рядом с нами).
Вывод. Эти местоимения называются личные местоимения.
IV. Первичное закрепление.
– Я прочитаю вам отрывки из произведений, вы определите лицо и число местоимений.
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.
(А.Толстой).Чем вы гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
(А. Пушкин).Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(А. Пушкин).Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем.
(С. Михалков).Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин).Гуси, вы, гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?Не шумит оно, не плещет,
Лишь едва трепещет.
(А.Пушкин).Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
(К.Чуковский).
– Молодцы! С этим заданием вы справились. Поднимаемся на вторую ступеньку. Внимание, следующее задание.
Аленке стало жалко Демушку. Аленка отломила от своей лепешки половинку и дала Демушке. Водолаз уже спустился под самый корабль. Водолаз должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода. Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги Оля и Лида сели на траву отдохнуть и пообедать.
Коллективная работа.
– Прочитайте, что вы заметили? Что надо делать? (Заменить, где нужно имя существительное на местоимение).
– Почему заменили во вторых предложениях? (Чтобы не было повтора).
– Отлично, поднимаемся еще на одну ступень.
Следующее задание – будем работать в группах. Каждой группе раздаю карточки. Записываем в тетради, посовещавшись.
В дорогу…взял несколько книг. Все утро … ловлю рыбу. … мы шли по лосиному следу. … помню чудное мгновение – передо мной явилась … .
– В этих предложениях каким членом предложения являются местоимения? (Подлежащим).
– Докажите. (Потому что отвечает на вопрос кто? В предложении о нем говорится).
Вывод. Значит, каким членом предложения являются местоимения?
– И с этим заданием справились! Поднимаемся еще выше.
V. Итог урока.
Я много узнал о местоимении. (Найдите главные члены предложения).
– Где здесь местоимение? (Я). Расскажите о нем. (Я – местоимение, личное, 1 л., ед. ч. В предложении является подлежащим).
– Молодцы! Вы действительно много узнали о местоимении.