Урок русского языка. Тема: "Путешествие в имение местоимения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: дать учащимся понятие о местоимении как части речи, которая употребляется вместо имен существительных; развивать умение употреблять местоимения в речи; воспитывать интерес к языку.

Презентация

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент.

– Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас урок необычный, мы отправимся в путешествие.

II. Постановка учебной задачи.

На доске запись:

Я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, но.

– Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить. (Учащиеся делят их называя лишь знакомые части речи. Местоимения они еще не знают).

Предлоги

 

 

Местоимения

 

 

Глаголы

 

 

Союзы

В, на, под

 

 

Я, он, ты, нас, мне, мы, тебя

 

 

Мни

 

 

А, но

Словарная работа:

Что это за слово «мни»?

Мнем – это что? (это глаголы. От глагола «мять»).

– Давайте вернемся к второй группе слов. Как можно назвать эту группу слов? (Если кто-то скажет местоимения, то можно спросить: Откуда ты это знаешь?).

– В речи вы такие слова слышали? (Слышали).

– А когда их употребляют? (Вместо имен). Как будут называться эти слова? (местоимения).

– Итак, замечательно, мы нашли местоимения.

– А сейчас, мы отправимся в путешествие в имение Местоимения. Нас там ждут разные задания. Справитесь? (Да).

– Ну, попробуем.

Слайд № 2. Имение.

– Местоимения мы нашли. В имение мы попали. А что такое местоимение вы еще не рассказали. Давайте подумаем вместе.

Местоимение – это что? (Если не скажут, что это часть речи, возвращаемся к глаголу).

Глагол – это что? (Часть речи).

А местоимения, мы сказали, что их употребляют вместо имен, то какой частью речи могут быть? (Это тоже часть речи, которая заменяет имена, не называя их).

Открытие!!! – Мы с вами поднялись на первую ступеньку дворца. Чем выше будем подниматься, тем больше узнаем о местоимениях, и лучше будем употреблять их в речи.

III. Открытие новых знаний.

– С первым заданием мы справились!

А знаете ребята, местоимения бывают I, II и III лица, единственного и множественного числа. Слайд № 3 Слайд 4

Слайд № 5. (3 окна. Открываются ставни).

– Как вы думаете, почему местоимения я, мы 1-го лица. (Когда говорят о себе).

Ты – 2-го лица? (Когда к кому-то обращаемся. Ты - это человек, с которым мы разговариваем). А во множественном числе как будет? (Вы).

Он, она, оно, они – 3-го лица? (Когда о ком-то сообщают. О человеке, которого нет рядом с нами).

Вывод. Эти местоимения называются личные местоимения.

IV. Первичное закрепление.

– Я прочитаю вам отрывки из произведений, вы определите лицо и число местоимений.

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.
(А.Толстой).

Чем вы гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
(А. Пушкин).

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
(А. Пушкин).

Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем.
(С. Михалков).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин).

Гуси, вы, гуси, серые гуси,
Где вы летали, что вы видали?

Не шумит оно, не плещет,
Лишь едва трепещет.
(А.Пушкин).

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
(К.Чуковский).

– Молодцы! С этим заданием вы справились. Поднимаемся на вторую ступеньку. Внимание, следующее задание.

Слайд № 6.

Аленке стало жалко Демушку. Аленка отломила от своей лепешки половинку и дала Демушке. Водолаз уже спустился под самый корабль. Водолаз должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода. Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги Оля и Лида сели на траву отдохнуть и пообедать.

Коллективная работа.

– Прочитайте, что вы заметили? Что надо делать? (Заменить, где нужно имя существительное на местоимение).

– Почему заменили во вторых предложениях? (Чтобы не было повтора).

– Отлично, поднимаемся еще на одну ступень.

Следующее задание – будем работать в группах. Каждой группе раздаю карточки. Записываем в тетради, посовещавшись.

В дорогу…взял несколько книг. Все утро … ловлю рыбу. … мы шли по лосиному следу. … помню чудное мгновение – передо мной явилась … .

– В этих предложениях каким членом предложения являются местоимения? (Подлежащим).

– Докажите. (Потому что отвечает на вопрос кто? В предложении о нем говорится).

Вывод. Значит, каким членом предложения являются местоимения?

– И с этим заданием справились! Поднимаемся еще выше.

V. Итог урока.

Слайд №7.

Я много узнал о местоимении. (Найдите главные члены предложения).

– Где здесь местоимение? (Я). Расскажите о нем. (Я – местоимение, личное, 1 л., ед. ч. В предложении является подлежащим).

– Молодцы! Вы действительно много узнали о местоимении.