Цели урока:
Обучающие:
- сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;
- научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие познавательного интереса.
Воспитывающие:
- развитие умения работать самостоятельно, в команде и в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: 5-й класс.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Программное обеспечение: презентация урока.
Этапы урока:
- Организационный этап – 2 мин.
- Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока– 7 мин.
- Объяснение нового материала – 10 мин.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа (индивидуальная) – 10 мин.
- Работа по группам – 10 мин.
- Подведение итогов урока, выставление отметок – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организация класса
Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:
- Графический – с помощью рисунков и значков;
- Числовой – с помощью чисел;
- Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
2. Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?
Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.
Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.
Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
к |
л |
м |
н |
о |
ь |
ъ |
ы |
э |
ю |
я |
2 |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ч |
ц |
ш |
щ |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
Ответ: Метод координат
Итак, тема нашего урока «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
3. Объяснение нового материала
Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.
Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
Рисунок 1
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), азатем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
Рисунок 2
В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»).
Рисунок 3
Рисунок 4
Работаем вместе
Потренируемся строить точки на координатной плоскости, для этого мы будем пользоваться электронным практикумом «Координатная плоскость». (Приложение 1)
Каждый обучающийся выходит к доске и отмечает на координатной плоскости точку с соответствующими координатами, остальные обучающиеся отмечают точки в рабочих тетрадях и если нужно исправляют ошибки. Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получится рисунок.
4. Физкультминутка
Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3–5 раз.Все упражнения делаются под музыку, а на экране те же упражнения делает точка.
5. Самостоятельная (индивидуальная) работа
Ребята! Сейчас каждый из вас получит индивидуальное задание, но прежде давайте, повторим.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? (2)
2. Как они называются? (Координаты)
3. Как правильно записываются координаты точки? (Первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ)
После этого каждый ученик получает задание, название той картинки, которую он должен будет построить в электронном практикуме по теме «Координатная плоскость». За эту работу каждый обучающийся получает отметку.
6. Работа в группе
Все обучающиеся делятся на 6 групп. Каждая группа получает информацию, закодированную с помощью метода координат, их задача декодировать информацию на заранее подготовленных шаблонах с координатной плоскостью. В результате правильного выполнения задания каждая группа должна получить букву, а затем из полученных букв составляется слово «Декарт». (Приложение 2)
7. Подведение итогов
Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как ими пользоваться? Ответ вы только, что получили это знаменитый французский математик Рене Декарт.
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.
Рефлексия
Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать. Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он должен оценить: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на уроке, 3 – своё настроение. Для этого расставить соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайликами.
Рисунок 5
Сегодня на уроке отметки получили все, посмотрите на экран. Молодцы!
8. Домашнее задание
а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5 (5 - письменно)).
б) Рабочая тетрадь 34 (вариант 2,3,6) (стр.33-34,37).