Открытый урок окружающего мира "Вода-путешественница". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Вода-путешественница.

Цели: дать учащимся представления о круговороте воды в природе; развивать внимание, речь, память, познавательный интерес; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к сохранению чистоты водных ресурсов на планете.

Оборудование: карточки с надписями: газообразное, жидкое, твердое состояние, круговорот воды; картины, где вода в разных состояниях; схема круговорота воды; отрывок из мультфильма «Капитошка».

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)

Посмотрим отрывок мультфильма и узнаем, какой герой с нами будет путешествовать. (М\ф «Приключение Капитошки»)

II. Закрепление, обобщение и систематизация полученных ранее знаний о процессах превращения воды

Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)

Откроем карточки и расскажем капельки-Капитошки какими свойствами она обладает.

На доске «Свойства воды»:

  • без вкуса
  • без запаха
  • прозрачная
  • бесцветная
  • растворитель

Капитошка о себя говорит:

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

Как вы это понимаете?

На доске «Состояние воды»:

  • твердое
  • жидкое
  • газообразное

На иллюстрациях назовите, в каком состоянии находится вода?

Где в природе мы можем видеть воду в твердом состоянии? (Сосульки, айсберг)

Что за явление – айсберг? (Выступление ученика)

Где в природе мы можем видеть воду в жидком состоянии? (Дождь, реки, озера)

Что же называют дождем? (Выступление ученика)

Где в природе мы можем видеть воду в газообразном состоянии? (Туман)

Что за явление – туман? (Заранее подготовленное выступление ученика)

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным процессом в природе, который очень важен для всего живого на Земле: для растений, животных, для человека, а значит для каждого из нас. Вы попробуете сами угадать название этого процесса после того, как мы поговорим о том, как он протекает в природе, и проведем опыт по моделированию его в классе. Для этого вам пригодятся знания, полученные на прошлых уроках.

IV. Изучение нового материала о круговороте воды в природе на базе знаний о процессах превращения воды и свойствах воды

Капелька попала в ручеек, и он заговорил.

Инсценировка стихотворение С.Погорельского «Весенний разговор», предложив учащимся узнать, о каких уже знакомых процессах превращения воды в нем говорится.

-Куда ты несешься?
Постой, ручеек,
Побудь непоседливый с нами
-Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,-
Бегу я на родину к маме
-А кто твоя мама?
-Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее –
И к страннице – тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею
-Какой ты счастливец!
Увидел с небес
Всю землю с ее чудесами!
-Да, много в пути

Повидал я чудес
Но много, грустил я о маме
-Так, что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем?
-Жестокая стужа
Успела сковать,
Укутать все панцирем зимним.
Я снегом на землю
Упал и уснул,
С полями уснул и лесами
- А что тебе снилось?
-Что, славя весну,
Бегу я на родину к маме!
И вот я проснулся,
Преграды крушу,
Вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте ребята,
Я очень спешу…
Мы скоро увидимся, мама!

- Где происходят превращения воды, о которых говорится в стихотворении? (В природе).

- О каком процессе говорит выражение в стихотворении: «паром взлетел»? (Испарение).

- О каком процессе говорит выражение в стихотворении: «жесткая стужа успела сковать»? (Замерзание)

- О каком процессе говорит выражение в стихотворении: «проснулся преграды крушу»? (Таяние)

Что заставляло природную воду из ручейка превращаться в разные виды? («Солнце пригрело», «жестокая стужа», «проснулся, славя весну»)

Как вы думаете, как называется процесс превращения воды в природе? (Круговорот воды)

(Появляется карточка на доске.)

Продолжая беседу о круговороте воды в природе и его значении, выстраиваем схему.

Откуда может испаряться вода в природе? (С поверхности лужи, озера, болота, моря, речки - часть схемы)

Куда попадает испарившаяся вода? Можно ли увидеть, что она появилась в воздухе?

Действительно, водяной пар (часть схемы) вместе с потоками теплого воздуха попадает в верхние слои воздушных масс, где намного холоднее, и там он конденсируется, образуя видимые нами облака, которые состоят из мельчайших капелек воды (часть схемы).

Как вы думаете, когда быстрее высыхают лужи летом или осенью?

Какое известное вам свойство воздуха обеспечивает круговорот воды в природе? (Теплый воздух поднимается вверх. Стрелки – часть схемы)

Какое участие в круговороте принимает ветер?

Облака переносятся ветром на далекие расстояния. При этом облака постепенно могут превращаться в тучи, где маленькие капельки воды становятся все больше и больше, и туча может пролиться на землю дождем (часть схемы), а зимой – снегом.

Какой дальнейший путь капелек дождя или снежинок? Куда они могут попасть?

Почему этот процесс воды назвали круговорот?

Прочитаем, как авторы учебника объясняют этот процесс, на стр. 40.

Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стало грязной, а потом совсем исчезла?

Докажите, что вода – источник жизни.

А как вы, можете сохранять, беречь воду?

Работа в тетрадях. Самостоятельно составьте схему.

Взаимопроверка.

V. Итог урока

В каком состоянии существует вода? Отгадывание загадок.

О каком процессе превращения воды мы сегодня узнали?

Почему он так называется?

VI. Домашнее задание

Тетрадь стр. 14, №27.

Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли-Капитошки».