Цели урока:
- Расширить знания о строении глаза, о связи органа зрения с нервной системой.
- Развивать воображение, мышление.
- Воспитывать гигиенические навыки.
Ход урока
I. Мобилизующий момент
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте пожелаем им здоровья, то есть поздороваемся. Здоровье человека дороже любого богатства, поэтому к нему надо относиться бережно. Улыбнитесь друг другу, у вас хорошее настроение. Солнышко согреет своим теплом.
- Итак, начинаем урок. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными и активными.
II. Актуализация знаний
1. Условия работы: отвечать четко, использовать учебный материал, помощь товарища, уметь слушать товарища.
2. Индивидуальная работа («за доской») – 2 учащихся.
а) Поставь стрелки, показывающие направления по которым распространяются сигналы в нервной системе.
б) Проведут исследования (3 учащихся) – по отдельности «Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, наступила парализация, но он продолжает жить» и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление, а также работают внутренние органы»
3. Работа с классом
Человек-часть природы |
- Прочитайте высказывание.
- Как вы это понимаете?
- Чем человек отличается от животных?
- Какую роль выполняет нервная система?
- Из каких органов она состоит?
- Может ли отдыхать нервная система?
(Заслушивание индивидуальных ответов учащихся.)
Итог (учитель) нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга, которая управляет работой каждого органа и их слаженными действиями (таблица). (Приложение, рис. 1)
4. (Учитель показывает учащимся зеркало)
- Кого вы там увидели?
- Почему себя надо уметь беречь?
Вывод (учитель): берегите свое здоровье. Чтобы вы могли слышать звуки природы, чувствовать запах цветов, видеть солнце и небо. Берегите себя!
Когда рождается на свет ребенок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пеленок
Сто «почему» и для «чего».
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познает чудесный мир,
В котором вы живете дети.
Перед тем как решить проблему, которую я поставлю перед вами, посмотрите на ступеньки. Поставьте каждый себя на свою ступеньку «уже знаем об органах чувств»
III. Постановка проблемы
1. - Как человек общается с окружающей средой?
- Перечислите органы чувств. (Появляется поэтапно в виде схемы)
2. Просмотр видеозаписи «Природа и человек» (2-3 минуты)
Вывод (учитель): Человек узнает, что происходит вокруг него с помощью органов чувств. Каждый знает, как неприятно болеть. Если все органы человека работают хорошо, то он здоров. И чтобы органы чувств посылали в мозг правильные сигналы, человек должен их беречь.
(Таблица: нервная система и органы чувств) (см. Приложение, рис. 2)
3. - Ребята, а что помогает вам увидеть это красивое яблоко?
- Органом, какого чувства являются глаза?
Глаза – это органы зрения |
- Как вы думаете, почему именно яблоко я вам показала?
(Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово «око», сохранившееся и поныне в русском языке и поэтической речи, но главным образом в пословицах и поговорках.)
- Попробуйте их назвать.
- «Хоть видит око, да зуб неймет» (басня)
- «Око за око, зуб за зуб»
- А как вы понимаете фразеологизмы?
- В мгновенье ока – моментально.
- Бросаться в глаза - остановить свой взгляд.
- Глаза разбегаются – трудно сосредоточиться.
- Глаз наметан – опытный человек, распознать что-то.
- Нужен глаз да глаз – строгий просмотр.
Итог: без органов зрения человек не смог бы составить себе правильное представление об окружающем мире.
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
- Какие красивые у вас глаза.
- А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т.д.)
- А что можно обнаружить в глазу, узнаем из статьи учебника.
- Но сначала проведем физминутку.
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу
Каждый день зарядку делай-
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче, станешь крепче и сильней.
IV. Совместное «открытие» знаний
1. Страница 39. (Ответ на вопрос Лены)
2. Выполнить задание № 1.
(Почему совы могут охотиться в темноте? Надо сказать, что ночью видят не только совы, но и другие животные: кошки, хорьки, лисы, волки. С сумерками выходят на промысел и заяц, и барсук и мыши. Мы, люди, тьму непроглядной, однако темнота все равно неполная. Вот этим животным незаметного нам света вполне достаточно.)
3. - Итак, зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и расположение.
4. Учащиеся с помощью текста учебника и рисунка рассказывают об устройстве глаза. (На доске появляются по мере знакомства новые слова – понятия)
V. Самостоятельное применение знаний
1. Групповая работа (по 4 человека)
а) Почему человек моргает?
Примерно 25 раз в одну минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает глаз от пыли и соринок, смачивает от высыхания.
б) Соединить понятия и их определения.
Работа у доски, 5 человек.
глаз глазница зрачок |
зрение радужная оболочка ресницы |
роговица сетчатка слезы |
хрусталик веко |
(Часть организма, имеющая определенное строение и спец. назначение; прозрачная жидкость, выделяемая железами, находящимися около глаз, они убивают микробы и вымывают соринки; спец. впадина в черепе для глаз; прозрачная оболочка глаза; орган зрения; подвижный кожный покров глаза; часть глаза в виде прозрачной эластичной линзы; внутренняя оболочка глаз, воспринимающая свет; отверстие, через которое свет попадает на хрусталик и сетчатку глаза; часть оболочки глаза, по цвету которой различают цвет глаз; волосок на краю века; способность видеть)
в) Составление правил бережного отношения к зрению (4 человека)
- Умываться по утрам
- Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
- Не читать лежа и в транспорте
- При чтении и письме свет должен освещать страницу с лева, расстояние от глаз до текста 30-35 см.
- Делать гимнастику для глаз
- Правильно питаться, употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец.
г) (4 человека)
Что такое перед нами:
две оглобли за ушами,
на глазах по колесу
и сиделка на носу.
- Почему люди носят очки? Если вы носите очки, то …
- Не горюйте, с помощью очков зрение может улучшиться.
- Берегите свои «вторые глаза».
д) Остальные учащиеся работают по учебнику.
С. 41 (задание № 7, №8, №9)
2. Проверка выполненных работ.
3. Самое главное – это то, что надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.
4. Оздоровительная минутка. Гимнастика для глаз.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте (5 раз)
- Круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз; направо-вверх-налево-вниз (10 раз)
- Выпрямите вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно (3 раза)
5.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
(Первая помощь при повреждении глаза, диагностика «проблемы со зрением») (Приложение, рис. 4)
VI. Итог урока
- Почему глаза считаются главным органом чувств? (80% информации)
- Смотреть на мир и видеть красоту – большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.
- Игра «Полезно - вредно» (проводят учащиеся)
- Сопоставить цифрами на рисунке части глаза.
VII. Домашнее задание
- с. 41 (вопросы, обратить внимание на вопрос со звездочкой)
- «Что было бы, если бы…» (вопрос при котором из строения глаза удаляется одна часть)
- с 40-41 (практическая часть)
VIII. Самооценка «Мы уже знаем»
- На какую ступеньку себя поставите.
Спасибо за урок. Будьте здоровы.
«Мы смотрим на этот мир глазами своей любви, поэтому он красив …»
Приложение можно получить по запросу у автора статьи.