Тема: Поисковые возможности СПС «Консультант Плюс» (с применением технологии Электронный портфолио)
Цели:
Дидактические:
- Повторить приемы поиска в СПС «Консультант Плюс».
- Закрепить и обобщить знания и умения при решении ситуационных задач по профилю своей специальности с использованием СПС.
- Рассмотреть приемы работы с найденными документами: создание папки пользователя, установка закладки в тексте документов.
- Стимулировать обучающихся на самообразование.
Развивающие:
Развивать у студентов:
- Внимание и сосредоточенность при заполнении электронных документов.
- Способность к логическому мышлению при решении практической задачи по профилю своей специальности.
- Умение рационально использовать время, отведенное на самостоятельную работу.
- Формировать информационную культуру и потребность приобретения знаний.
Воспитательные:
Воспитывать у студентов:
- Культуру речи.
- Познавательную активность.
- Ответственность за решение заданной проблемы.
- Уважение к обратившимся за помощью людям.
- Интерес к предмету и к своей будущей профессии.
Вид занятия: практическая работа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и умений.
Технология: «электронный портфель студента».
Методы обучения: демонстрация; словесные (рассказ, беседа); инструктаж; самостоятельная работа с текстом; самостоятельная работа с программой «КонсультантПлюс»; проблемно-поисковый
Средства обучения:
- Учебник: Д.Б. Новиков, В.Л. Камынин «Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс»: Учебник для вузов - М.: ООО НПО "Вычислительная математика и информатика", 2003.
- ПК с установленным программным обеспечением: ОС Windows, MS Office XP, СПС «Консультант Плюс»
- Инструкция работы с полями Карточки реквизитов.
- Карточки-задания, содержащие условия практических задач.
- Программное обеспечение:
- тренинго-тестирующая программа,
- презентации по теме занятия,
- подготовленные файлы-отчеты.
Межпредметная связь: Информатика, Трудовое право, Гражданское право, Право социального обеспечения, Курсовой проект.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Приветствие.
Преподаватель. Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня мы продолжим разговор о справочной правовой системе «Консультант Плюс». Тема нашего занятия «Поисковые возможности СПС Консультант Плюс»
На экране 1-й слайд презентации. (Приложение 1)
2. Постановка темы, цели и хода занятия
Цель нашего занятия – обобщить полученные знания и умения по теме «Поисковые возможности СПС «Консультант Плюс».
На экране 2-й слайд презентации.
Сегодня на занятии мы:
- повторим приемы и технологию поиска документов в ИБ системы «Консультант Плюс»;
- практически выполним поиск документов в системе «Консультант Плюс»;
- будем решать задачи;
- а также анализировать полученные знания и умения по данной теме.
На экране 3-й слайд презентации.
Ваша оценка будет включать в себя …
На экране 4-й слайд презентации.
3. Активизация познавательной деятельности студентов
Просмотр сюжета.
Преподаватель. Обозначьте проблему героев с юридической точки зрения. (Герои пытались определить, в чьей собственности находился теленок).
Давайте поможем нашим героям ответить на этот вопрос: в чьей собственности был теленок? Также докажем это, используя нормативно-правовые акты в информационном банке справочной правовой системы «Консультант Плюс».
Можно использовать такой метод (использование источников информации на бумажных носителях).
На экране изображение.
Рисунок 1. Информация на бумажных носителях
Преподаватель. Но в 21 веке, используя современные информационные технологии, можно найти ответ намного быстрее и эффективнее.
Сможете ли вы быстро справиться с этой задачей, покажут результаты теста.
4. Актуализация знаний
а) Тестирование
Преподаватель. Откройте свой портфолио, в разделе Тесты – документ с именем темы занятия.
Рисунок 2. Индивидуальное портфолио студента
Преподаватель. В течение 5-ти минут вы должны ответить на поставленные вопросы.
Студенты выполняют тест:
Рисунок 3. Пример электронного теста
Рисунок 4. Лист оценки электронного теста
Преподаватель. Сохраните изменения в документе. Откройте лист с именем ОЦЕНКА и ознакомьтесь со своими результатами.
У меня на экране автоматически (по сети) появились ваши результаты. (Анализ результатов)
б) Проверка домашнего задания и систематизация знаний и умений
Ваше домашнее задание заключалось в создании презентации по теме «Структура и использование СПС Консультант Плюс». Обращаю ваше внимание на презентацию (имя студента). Давайте посмотрим эту работу.
Выступление студента. На экране слайды его презентации. (Приложение 2)
Преподаватель. Проанализируем особенности данной презентации и отметим ее достоинства.
С помощью этой презентации мы повторили структуру системы «Консультант Плюс» и этапы работы пользователя с этой системой.
Зная технологию работы со справочной правовой системой «Консультант Плюс», поможем решить проблему Кота Матроскина.
В каких отношения состоят Кот и Государство? (В арендных отношениях.)
Что является юридическим фактом возникновения этих отношений? (Договор аренды.)
Какой нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие из договора аренды? (Договорные отношения регулирует вторая часть ГК РФ).
Найдем в информационном банке системы «Консультант Плюс» этот закон. Какие поля Карточки реквизитов заполним для поиска?
Заполните Карточку реквизитов, постройте список найденных документов и откройте II часть ГК РФ.
Рисунок 5. Заполненная карточка реквизитов
Рисунок 6. Построенный список документов
Преподаватель. Для работы с текстом документа определите, по каким ключевым словам найдем соответствующую статью? (Договор аренды).
Какая статья соответствует поиску? (Статья 606 ГК РФ).
Рисунок 7. Статья 606 ГК РФ
Преподаватель. Прочитайте содержание данной статьи. Обратите внимание на второй абзац этой статьи. Найдем соответствующую норму, устанавливающую понятие «объект гражданских прав». Виды объектов гражданских прав устанавливает I часть ГК РФ.
Из построенного списка в СПС «Консультант Плюс» откройте I часть ГК РФ.
Какие ключевые слова помогут выполнить быстрый поиск соответствующей статьи.
Какая статья соответствует поиску? (Статья 136 ГК РФ).
Прочитайте содержание данной статьи и сформулируйте вывод, который определяет, в чьей собственности находится теленок.
Рисунок 8. Статья 136 ГК РФ
Вывод: В соответствии со ст. 136 ГК РФ теленок в результате использования имущества является собственностью лица, используемого это имущество на законном основании, а именно на основании договора аренды. Кроме того, в соответствии со ст. 606 ГК РФ плоды, продукции и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, является его собственностью. Таким образом, теленок является собственностью Кота Матроскина.
5. Применение знаний и умений на практике
Преподаватель. А теперь усложним задачу и решим ситуацию из реальной профессиональной деятельности юриста. В вашем портфолио находится документ под именем Задача1. Откройте этот документ, познакомьтесь с содержанием задачи.
На экране – условие задачи.
Задача. Ирина Коробова после трагической смерти обоих родителей проживала в полученном по наследству доме вместе с тетей, которая была назначена ее попечителем. Когда Ирине исполнилось 16 лет, она, получив соответствующее решение местной администрации о снижении брачного возраста, вступила в брак с 20-летним Пантелеевым, который проживал в другом городе. В связи с отъездом к мужу Ирина решила продать дом и нашла покупателя. Однако в нотариальной конторе, несмотря на предъявление Ириной свидетельства о браке, договор купли-продажи дома не был удостоверен по тем основаниям, что Ирина – несовершеннолетняя, а разрешения органа опеки и попечительства и попечителя на продажу дома у нее нет. Ирина обжаловала действия нотариуса в суд.
Преподаватель. Нам необходимо определить решение суда.
На каком основании нотариус отказал в удостоверении договора?
Каким объемом дееспособности обладала Ирина на момент обращения к нотариусу?
Это нам необходимо подтвердить. Какой НПА закрепляет это положение?
Возвращаемся к работе со справочной правовой системой «Консультант Плюс». Откройте список ранее найденных документов, затем I часть ГК РФ.
Воспользуемся вторым вариантом поиска - поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст документа. По каким ключевым словам будем вести поиск статьи?
Какая статья сопровождает решение данной задачи?
При оформлении решения задачи содержание этой статьи необходимо скопировать в документ.
Сформулируйте вывод, в котором будет отражено решение суда.
В течение 5 минут оформите решение задачи в открытом документе.
6. Самостоятельная практическая работа
Преподаватель. Для закрепления умения решать конкретные ситуационные задачи предлагаю вам решить самостоятельно задачу из области «Право и организация социального обеспечения».
Документ под именем «Задача 2» находится в вашем портфолио. Вам необходимо оформить этот документ, отвечая на поставленные вопросы. В конце вы должны сформулировать вывод и вывести документ на печать. На эту работу отводится 20 минут. (Приложение 3)
Студенты выполняют самостоятельную практическую работу и распечатывают отчеты.
7. Рефлексия (самоанализ)
Преподаватель. Пока вы проведете самоанализ полученных знаний и умений, я проверю ваши работы.
Чтобы провести рефлексию откройте раздел Самоанализ и документ под именем темы занятия. Оцените свои знания и умения по предложенным критериям. Результаты самоанализа также автоматически появятся в общей базе данных.
Рисунок 9. Фрагмент теста-самоанализа
8. Подведение итогов
Преподаватель. Итог вашей работы на занятии вы можете увидеть на экране. (Приложение 4)
Фамилия, имя студента |
Дом. задание |
Тест |
Сам. работа |
Самоанализ |
ИТОГ |
Каплий Александр | |||||
Мериакри Ирина | |||||
Вашкевич Екатерина | |||||
Тагаев Андрей | |||||
Сергеева Юлия | |||||
Новицкий Денис | |||||
Суханова Мария | |||||
Пикулов Артем |
9. Информация о домашнем задании
Преподаватель. Составить задачу для решения с помощью СПС «Консультант Плюс» по указанным дисциплинам.
На экране – домашнее задание. (Приложение 5)
Преподаватель. Всем спасибо за работу на занятии. До свидания.