Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В педагогической практике прослеживается тенденция на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.
Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения. Познакомившись с основными принципами технологии, я нашла в них очень много общего с моими убеждениями: желание учащихся познать новое, личная познавательная активность школьников, самоорганизация и самоконтроль, умение сотрудничать.
Учитель – физик на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения практически действовать как наиболее близкие к учебному предмету физика. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения.
Идеи развивающего обучения:
- каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
- знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
- учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
- учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
- развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
- учет индивидуальных психических особенностей учеников;
- создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Учитель – физик на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения:
- анализ – это мысленное разделение целого на части;
- синтез – это объединение частей в целое;
- сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
- обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
- классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
- систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи мезду ними;
- индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
- дедукция – это цепь умозаключений идущая от общего к частному.
На своих уроках учитель может развивать следующие практические умения:
- работа с книгой;
- работа со справочником;
- написание реферата;
- проведение наблюдений;
- составление задач;
- моделирование;
- выдвижение гипотез;
- постановка эксперимента.
Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований.
Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрирую на разработанной мной таблице.
Компоненты урока |
Конкретизация |
1. Содержание учебного материала. | Оно определяется программой или темой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы. |
2. Мотивы деятельности. | Надо определить вид мотива, который планируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу. |
3. Способы «включения учащихся» в продуктивную деятельность. | Это могут быть занятия с книгой, постановка опытов, наблюдения, исследования, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, подготовка сообщений. |
4. Средства труда учащихся. | Учебники, справочники, энциклопедии, учебные приборы, рабочие тетради, компьютер, видеоматериалы. |
5. Формы организации труда. | Индивидуальная, групповая, коллективная; по инструкции, полностью самостоятельная. |
6. Стимулирование работы. | Продумывание мер поощрения (оценка, призы, дипломы). |
7. Способы руководства. | Планирование содержания и способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания и вопросы, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам. |
8. Формы контроля. | Тесты, контрольные работы. |
9. Тип отношений во время работы. | Продумываются формы и условия взаимодействия ученика с учителем и учеников между собой. |
10. Рефлексия. | Обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причин. |
Опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и практических умений» позволяет автору познакомить с некоторыми формами организации учебных занятий, применяемых на практике.
- Большую роль в развитии интеллектуальных умений играет система заданий. Наибольшее значение в учебном процессе должны иметь продуктивные задания. Они требуют активной познавательной деятельности, самостоятельности мышления. Задания типа «сравните», «найдите сходство или отличие», «докажите», «обоснуйте» направляют познавательную деятельность учащихся на осуществление какого-либо одного умения как главного.
- Наибольший интерес представляют задания, требующие умения объяснить явление или процесс, принцип действия прибора на основе изученного теоретического материала.
- Развивающими являются уроки, на которых формируется умение высказывать свое мнение, понимать чужое, вести дискуссию. Примерами этого могут быть уроки «Свет – это волна или частица?», «Атомная энергетика. За и против».
- Развивающими являются уроки защиты проектов. Примерами таких уроков могут быть уроки «Что случится, если…?» (исчезнет сила трения, тяготения).
- Познавательная активность проявляется в самостоятельности составления задач на пройденную тему.
- Способствуют развитию интеллекта задания типа: «Третий лишний», «Найди слово», «Да – нет», «Метод незаконченных предложений», «Логические цепочки».
- Развитию интеллекта способствует система учебного эксперимента, включающая демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, экспериментальные задания, выполняемые учащимися дома.
- Учителю нужно давать как можно чаще положительные, притом мотивированные оценки учебно-познавательным действиям своих учеников.
Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся. Методы и приемы, используемые мною в работе, могут быть полезны другим предметникам как своеобразный алгоритм по развитию интеллекта учеников через урок. Систематизация материала и последовательная работа над основными интеллектуальными умениями на уроках физики позволит спроецировать данные умения на другие учебные предметы, пригодятся они и в последующей взрослой жизни учеников.