Возраст детей: 2-й класс.
Цели:
- развивать смекалку, логическое мышление;
- прививать любовь к русскому языку.
Ход занятия
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Дорогие ребята! Сегодня наш урок не простой, а веселый, занимательный. Вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные сказки, стихи, загадки, игры и ребусы. Ведь это все наш русский язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный!
2. Разминка
- А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдет чудо.
(Появляются ученики, у них в руках плакаты с буквами)
- Сейчас вы должны быстро красиво и дружно прочитать то, что написано на каждом плакате.
1 плакат: АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
2 плакат: ИЙКЛМНО - дружно вылезли в окно.
3 плакат: ПРСТУФХ – оседлали петуха.
4 плакат: ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья!
Ученик читает стихотворение:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все – АЛФАВИТ!
3. «Угадай, из какой сказки»
- Вижу, читать вы умеете, тогда попробуйте отгадать, о каких произведениях идет речь.
1. У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос.
(«Золотой ключик»)2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети?
(«Семеро козлят»)3. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(«Федорино горе»)4. А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
4. «Школьные загадки»
- Сколько лет живут люди на Земле, столько же лет живут и загадки. В них заключена мудрость народа.
Отгадайте, что необходимо для любого ученика.
1) Если сломан карандаш –
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу –
Быстро, остро наточу.
(Точилка)2) То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что я такое?
(Тетрадь)3) Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж.
(Карандаш)4) Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга)5) Долгожданный дан звонок,
Это кончился …
(Урок)6) Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке,
Там жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)7) В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал,
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?..
(Мел)8) Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …
(Задача)
- Молодцы! Вы отгадали все загадки.
5. «В стране Мультфильмии»
- А вы были хоть раз в стране Мультфильмии?
- И какие мультфильмы знаете?
- Можете назвать героев своих любимых мультфильмов?
(Появляется Карлсон, который проводит викторину)
Вопросы викторины:
1) Кто озвучивал роль Волка в м / ф «Ну, погоди!» (Анатолий Папанов)
2) Как звали ослика из м / Ф про Винни – Пуха? (Иа)
3) Какой титул носит Мюнхгаузен? (Барон)
4) Как звали друга Вини – Пуха? (Пятачок)
5) Из какого города были знаменитые музыканты, о которых мы знаем из известного всем м / ф? (Бремен)
6) Сколько было поросят в одном м / ф, и как их звали? (три, Ниф – Ниф, Наф – Наф, Нуф - Нуф)
6. Ребусы
- Ребята, для вас есть задание одно, очень интересное оно. Вам нужно отгадать ребусы. Кто знает, что такое ребус? (Это слово или предложение, которое зашифровано с помощью различных знаков: букв, цифр, рисунков и т.д). Давайте учиться отгадывать ребусы.
- Мы с вами отгадывали отдельные слова, а теперь попробуем прочитать предложение – ребус.
(Белая шуба – защита косому)
7. «Музыка и русский язык»
- Сейчас прозвучит первый куплет песни Трубадура из м / ф «Бременские музыканты». Задание: записать все услышанные имена существительные.
(тропинка, принцесса, король, сердце, пароль)
8. «Словострой»
- Перед вами зашифрованные слова. Вам необходимо разгадать имена сказочных героев.
1. имокачюоДв | - Дюймовочка |
2. инкаМторстоК | - Кот Матроскин |
3. кялкопШа | - Шапокляк |
4. никечП | - Печкин |
5. срКаная окчаШпа | - Красная Шапочка |
9. «Кто больше?»
- Вам нужно составить как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА.
(Ответы: грамм, рама, мат, кит, мак, мрак, рак, гамма, тик, тир, грим, мир, мама, мим, гамак, марка, арка, март, ракита, миг, игра, икра, карма, маг, мрак, агат, ритм, аммиак, рамка, тигр, тик, мир).
10. «Самый - самый»
- Итак, уважаемые ребята, я сейчас буду зачитывать начало пословиц и поговорок, а вы заканчиваете.
1. Ласточка день начинает, а соловей _________________ . (кончает)
2. Труд кормит, а лень _____________. (портит)
3. Лето собирает, а зима ____________. (подъедает)
4. Мир строит, а война ____________. (разрушает)
5. Смелый побеждает, а трус __________. (погибает)
6. Человек от лени болеет, а от труда ______________. (здоровеет)
11. Подведение итогов. Рефлексия
- Кто считает, что это занятие прошло с пользой?
- Кто остался доволен собой?
- Какие есть предложения или замечания?
- Что хотите пожелать себе и друг другу сегодня?
- Спасибо за работу.