Тема: «Сильная и слабая позиции фонем. Я и спорт».
Учебник: Н.В. Нечаева, К.С. Белоусец «Азбука».
Цели:
- формировать умение определять сильную и слабую позицию фонем;
- формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи урока:
- Формировать умение определять сильную и слабую позицию фонем.
- Учить находить родственные слова и выделять в них корень.
- Формировать понятие «предложение». Составлять схему, определять границу предложения.
- Работать над развитием речи, составлять рассказы по заданной теме, готовить пересказ.
- Знакомить с дополнительной литературой, книги С. Михалкова.
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Ход урока
I
- Догадайтесь, о каком слове я вам расскажу. «Это слово пришло из Франции извучало как диспорт. Оно обозначало «забава, развлечение», затем оно перебралось в Аннглию. Там оно потеряло частичку ди. В этом виде оно теперь путешествует по свету и на всех языках звучит одинаково.»
- Спорт.
- Давайте подберём к этому слову родственные слова, однокоренные. Как называют человека, котрый любит и постоянно занимается спортом?
- Спортсмен.
- Напишите это слово на доске.
- Человек, занимающийся спортом, признак, какой?
- Спортивный.
- Все три слова записаны на доске. Эти слова однокоренные, почему?
- У них одинакоый корень.
- Найдите корень в этих словах.
- Спорт.
- При написании этих слов какие-либо ввстретились трудности?
- Думали. Спа/ортивный, спа/ортсмен ?
- Мы с вами встретили в словах слабую позицию фонемы, вы думали какой звук, не знали какую букву написать? А каким словом вы проверили написание этой буквы?
- Спорт.
- Правильно. Вы подобрали слово, в котором этот звук находится под ударением, т.е. в сильной позиции.
- Давайте откроем учебник на стр.66 и на верху страници найдём слова в которые надо вставить буквы.
Алгоритм рассуждения:
1. Что обозначают слова «свист», «свисток».
«Свист - резкий и высокий звук, производимый без участия голоса».
«Свисток - приспособление, при помощи которого производят свист».
2. Вывод – слова однокоренные, соответственно у них одинаковый корень.
3. Значит в корне пишется буква «и».
- Аналогичный алгоритм работает в словах «лозунг», «флаг», обращается внимание лишь на то, что при проверке подбирается не родственное слово, а изменяется форма слова.
II
Беседа о любимом виде спорта семьи.
- Какие виды спорта вы знаете?
/Учебник стр. 66/ дети самостоятельно заполняют кроссворд.
- На доске илюстрации с изображением гимнаста, стрелка, теннисиста, парашютиста, лучника.
Кто каким видом спорта занимается?
Где занимаются?
В каких соревнованиях участвовали?
Есть ли грамоты, призы за участие?
Итог беседы – это рассказ ребёка о своём или о семейном виде спорта. \6-8 предложений\
Примерный рассказ.
«Я люблю кататься на лыжах. Их мне подарили прошлой зимой бабуля и дедуля. Мы с папой ходим на лыжах в рощу и там ездим по трассе и с удовольствием съезжаем с горок. В прошлом году я участвовал в садике с ребятами в соревнованиях «Лыжня России» ,был третьим из группы. За участие мы получили грамоту, она хранится у меня в столе.»
а) Работа с текстом из учебника.
1 -й раз читает текст ученик подготовленный. Разбираются непонятные слова, они написаны на доске.
2-й раз читают по цепочке дети, следя за границами предложений и за интонацией.
Работа над содержанием текста. /Можно опираться на зачитывание из текста отрывков/
- Куда мы пришли?
- Что происходит на стадионе?
- Какие спортсмены будут там соревноваться?
- Команда какого класса на старте?
- Назовите состав этой команды.
- Кто болеет за ребят?
- Кто пришёл первым?
- Кто – вторым ?
- Кто- третьим?
Выразительное чтение детей. У самых сильных ребят можно спросить пересказ этого рассказа.
Ребята, а как вы думаете, с каким настроением пришли домой эти ребята? Попробуйте найти среди этих картинок изображение этих ребят. /Можно заранее попросить учеников принести семейные спортивные фотографии/
б) Работа с текстом из учебника.
- Ребята, объясните, почему слова «Слава Кузин, Саша Зотов, Миша Разин» написаны с большой буквы?
- Это имена и фамилии детей. Они пишутся с большой буквы.
- Найдите предложение, которое подходит к схеме.
- Стадион шумит.
- Найдите предложения с восклицательным знаком, почему поставлен? Прочитайте их выразительно.
- На старт! Внимание! Марш!
- Во втором предложении найдите слова, в которых есть фонемы слабой позиции.
- Флажками, шарами, огнями, стадион.
III
- Ребята, а что будет, если мы не будем заниматься спортом?
- Давайте прочитаем стихотворение С.Михалкова «Грипп».
«Грипп»
У меня печальный вид-
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это – грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть...
Я больной лежу в постели -
Мне положено болеть.
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу -
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу..
ставят мне на грудь горчичник, Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках,
Кожа в синих пятаках.
Кот Антошка прыг с окошка
На кровать одним прыжком.
- Хочешь, я тебе , Антошка,
- Нос засыплю порошком?
Кот Антошка выгнул спину
И мурлычет мне в ответ.
«Прибегать к пенициллину?
Мне? Коту? С таких – то лет?»
Я коту не возражаю -
Бесполезно возражать,
Я лежу, сооброажаю:
Сколько мне еще лежать?
День лежу, второй лежу,
Третий- в школу не хожу.
И друзей не подпускают -
Говорят, что заражу!...
Эх, подняться бы сейчас
И явиться в первый класс:
«Зоя Павловна, ответьте,»
Что тут нового у вас?
Зоя Павловна , ответьте!...
Зоя Павловна молчит..
Я на Марс лечу в ракете....
На меня медведь рычит....
«Как дела, неугомонный?
Как здоровье? Спишь, больной?»
Это лечащий, районный
Врач склонился надо мной.С.Михалков
- Как бы вы закончили это стихотворение?
IV
- Ребята, о чём мы с вами говорили?
1. О словах со слабой позицией фонемы.
2. О спорте.
- Кто из вас, ребята, может назвать свою семью спортивной?
- Что людям даёт спорт?
- Давайте заполним цветок здоровья, написав на каждом лепестке, что даёт нам спорт.