Открытый урок по теме "Музыкальный калейдоскоп"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок обобщения.

Цель: обобщить знания детей полученные на уроках 1 четверти.

Задачи:

  • Вспомнить произведения, прослушанные на уроках
  • Развитие музыкальной памяти на примере отгадывания изученных произведений
  • Развитие певческих навыков
  • Развитие памяти при исполнении ранее изученных песен
  • Закрепить знания длительностей нот
  • Развитие мышления при отгадывании загадок, кроссвордов
  • Развитие координации движения при исполнении песен
  • Воспитание слушательской культуры
  • Воспитание любви и уважения к музыке как предмету искусства

Оборудование: карточки с названиями нот; карточки со словами песен: «Пестрый колпачок» Г. Струве, «Чему учат в школе» В. Шаинский,  «Песенка друзей» Г.Гладков; портрет П. И. Чайковского; доска; магнитофон.

Музыкальный материал: «Веселый музыкант» муз. А Филиппенко, «Марш деревянных солдатиков» П.И.  Чайковский, «Урожай собирай» А.Филиппенко.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель поет музыкальное приветствие «здравствуйте ребята» по звукам гаммы вверх.   

Дети отвечают «здравствуйте» по тоническому трезвучию в нисходящем порядке.

II. Основная часть

Учитель. Сегодня на уроке  мы еще раз вспомним удивительный мир музыки, который невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, мир  который можно воспринять только сердцем и душой, и который дарит нам удивительные открытия. Урок наш называется «музыкальный калейдоскоп». Сегодня мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником по «музыкальному калейдоскопу» будут ваши знания.

1. На доске нарисованы нотный стан и ноты. На столе лежат карточки с названиями нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Задание: найти правильное имя для каждой ноты.

2.  Прочитайте стихи, используя названия нот:

Мы строим, строим …………ки
Во дворе  д……    птичек –
Д…..   скворцов и воробьев
Д…….   стрижей, …….ничек.

На по….нке маленький
И кра…..вый ….мик
А живет забавный в нем
Очень ….брый  гно……..к.

Га…….    фартучек надела,
в кухне очень много дела
на….  вымыть чашки, …..ски,
молока налить д…..    киски.

3. Прохлопать ритм (четвертными, восьмыми длительностями): тик-так, ку-ку, прыг-скок, ди-ли дон, шко-ла, аз-бу-ка. Прохлопайте и свое имя.

4.  Музыкальные вопросы.

Учитель. Как называется песня, где музыкант играет на трех инструментах? (Веселый музыкант А.Филиппенко).

Поем эту песню, изображая движениями рук игру на музыкальных инструментах.

Учитель. Кто написал произведение «Марш деревянных солдатиков»? (П.И.Чайковский).

Слушаем музыку, движениями рук показываем, как маршируют солдатики.

Учитель.  В какое время года листья опадают, птицы улетают, холод наступает? (Осенью). А какую осеннюю песню ребята мы знаем? (Урожай собирай)

Исполнение песни с движениями.

5. Узнай песню.

Учитель выбирает ведущего, он уходит за дверь. Все оставшиеся дети делятся на четыре группы. Каждой группе выдается карточка, где написана одна строчка первого куплета. Когда ведущий вошел, все группы одновременно поют свои строчки. Задание - узнать, какая песня исполняется.

Песни для отгадывания: «Пестрый колпачок» Г.Струве, «Чему учат в школе» В.Шаинский, «Песенка друзей» Г. Гладков.

6.  Кроссворд «Оком поется в песенке?»

Учитель Ребята, надо правильно ответить на вопросы, и тогда мы узнаем ответ на вопрос .

  1. Песня, которая убаюкивает?
  2. Песня, танец, марш - это музыкальные……… кто?
  3. Когда поют или танцуют несколько человек, это называется …..как? 
  4. Музыкальный кит, под который удобно шагать? 

    Ответы:

  1. коЛыбельная
  2. кИты
  3. анСамбль  
  4. мАрш

Учитель правильно, здесь поется о лисе. 

7. Даны карточки с изображениями инструментов.

Учитель. Ребята, распределите инструменты в две группы.

1. Русские народные

2. Симфонические

Гармонь
Балалайка
Дудочка
Рожок
Ложки
Барабан

Скрипка
Контрабас
Труба
Флейта
Тарелки
Барабан

III. Итог урока

Учитель. Молодцы, вы отгадали и вспомнили все то, с чем знакомились на прошедших уроках. Желаю вам хорошо отдохнуть на каникулах. Прийти в школу с новыми силами, и продолжить путешествие в мир звуков, песен и музыки.