Цели урока: знакомство учащихся со способом письменного сложения «в столбик» (алгоритм письменного сложения).
Задачи:
- помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
- создать условия для развития у школьников умений по теме;
- продолжать развивать у детей анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;
- воспитывать мотивы самостоятельного труда и труда в группах.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, компьютер, индивидуальные карточки.
Ход урока
Урок сопровождается презентацией. (Приложение 1)
Этапы урока |
Основное содержание педагогической деятельности учителя |
Методический комментарий |
1. Организация урока (1 мин) |
1. Учитель: Начинаем урок математики. Садитесь. Поприветствуйте друг друга. Дети:
Учитель: Начинаем урок математики. Откройте тетради, запишите в тетрадях число. |
Создание психологической комфортности. Психологическая компетентность. |
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин) Слайд №1 |
2. Учитель: Прочитайте на доске тему нашего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Мы уже занимались устным вычислением многозначных чисел? Какие это были выражения? (Когда можно вычислить устно) Для чего нам нужно познакомиться с письменным сложением многозначных чисел? Учащиеся высказывают предположения. |
Формирование учебного занятия совместно с учащимися. Совместное планирование работы на учебном занятии. |
3. Мотивация. |
3. Учитель: У каждого из вас на столе лежит «Лист контроля» (Приложение 2), в самом начале есть место для отметки. Выберите отметку, какую хотели бы получить сегодня за урок и поставьте её. После изучения новой темы, мы проверим её усвоение, теперь уже я поставлю вам отметку. Проверим, совпала ли ваша отметка с моей. А чтобы результат был не хуже вы должны на уроке быть внимательными, стараться усвоить новый материал. |
Учебно-познавательные компетенции: организовывать планирование, рефлексию. |
4. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (5 мин) |
4.1. Учитель: Начнём наш урок с повторения. На доске вы видите число. 308 287 - Какое это число? (Шестизначное число) - Сколько единиц в разряде сотен единиц? Сотен тысяч? Десятков единиц? Десятков тысяч? Единиц тысяч? Единиц? - На сколько можно увеличить число 308 287, чтобы в нём изменилась только цифра, обозначающая единицы? Запишите самостоятельно эти равенства. 308 287 + 1 = 308 288 - Почему не подходит цифры 3? (В числе 388 287 изменятся 2 цифры, цифра, обозначающая разрядные единицы и цифра, обозначающая разрядные десятки) - Поверьте свое утверждение, прибавьте к числу 308 287 +3 = 308 290 |
Проблемная ситуация. |
Работа в парах (5 мин) |
4.2. На сколько ещё можно увеличить число 308 287, чтобы изменились цифры, стоящие в разряде единиц и десятков, а цифры в других разрядах остались те же? Запишите ещё два выражения. Дети: 308 287+4 или: 308 287 +12 |
Коммуникативные компетенции: владение приёмами действий в ситуациях общения.
|
Слайд №2 (5 мин) |
Учитель: А вот как записали своё решение Маша. И Миша - Кто прав Маша или Миша? (Оба правы) - На сколько увеличила Маша число 308 287? Кто выполнил так же как Маша? Как она рассуждала? (Для того чтобы изменились цифры в разрядах единиц и десятков, Маша увеличила данное число на двузначное число) - Как рассуждал Миша? (Миша увеличил данное число на однозначное число, так чтобы при сложении единиц получается двузначное число, так изменяется цифра не только в разряде единиц, но и в разряде десятков) Учитель: Что необычного в записи данных выражений у Миши и у Маши? Чем отличаются ваши записи? (Мы записывали выражение в строчку, а они в столбик) - Что интересного вы заметили в этих записях? (Если прибавляем однозначное число т.е. единицу, то и записываем только под единицами, если двузначное число, то десятки записываем под десятками, а единицы под единицами) - Какой можно сделать вывод? (При записи в столбик - единицы надо писать под единицами, десятки под десятками) - А, если это трёхзначное число? (Сотни пишем под сотнями) - Кто продолжит дальше? - Подписываю одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, единицы тысяч под единицами тысяч, десятки тысяч под десятками тысяч, сотни тысяч под сотнями тысяч. |
|
Слайд №3 (1 мин) |
Чтение первого правила сложения. |
|
Индивидуальная работа (2 мин) |
4.3. Работа по доске - Сколько однозначных чисел можно прибавить к числу 235 438, чтобы изменились только цифры, стоящие в разряде единиц и десятков. - Из данных чисел, выберите верные. (На доске:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) - Какие не подходят? (1, 10) - Почему? (Так как при увеличении на 1, изменится только цифра, стоящая в разряде единиц, а 10 – это не однозначное число) |
Креативная компетенция: |
5. Физминутка (2 мин) |
5.1.
|
|
6. Работа в группах (3 мин) Слайд №4 |
6.1. №509 Учитель: Сложение, каких чисел даны в данном номере? (Сложение многозначных чисел) - Как записаны данные выражения? (В столбик) - Какое правило записи в столбик мы знаем? (Соответствующие разряды записывают друг под другом) - Какое число удобнее записывать первым? (Число, в котором больше разрядов) Объединитесь в группы, посоветуйтесь друг с другом и ответьте на вопрос: «Почему сложение многозначных чисел столбиком нужно начинать с единиц?» (Сложение надо начинать с единиц, так как при сложении единиц одинаковых разрядов, получается число больше 10 единиц, и 1 нужно переводить предыдущий разряд) |
Коммуникативные компетенции: владение способами совместной деятельности в группе. |
Слайд №5 (1 мин) |
Второе правило письменного сложения: Сложение многозначных чисел столбиком нужно начинать с единиц |
|
7. Фронтальная работа (2 мин) Слайд №6 |
7.1. №510 - Вычисли значение выражения 3 502+121 346 (Выполнение учениками на доске) |
Ценностно-смысловые компетенции: отыскивать причины явлений |
Слайд№7 (2 мин) |
- Посмотрите, как это выполнили Маша и Миша. Кто допустил ошибки и в чём её причина? |
|
Физминутка (1 мин) Слайд №8, 9, 10 |
Зарядка для глаз. Учитель: Следите за стрелкой только глазами: - Закройте глаза, сосчитайте до пяти, откройте глаза; посмотрите вдаль, в окно, переместите взгляд на палец перед собой. Чередование действий. |
|
8. Закрепление (5 мин) |
- Проверим, как вы усвоили правила сложения многозначных чисел столбиком. Для этого выполните задания по листу контроля. |
|
9. Обобщение (2 мин) Слайд №12 |
9.1. Учитель: Итак, с какими правилами сложения многозначных чисел в столбик мы познакомились? (Записывать многозначные числа так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом, начинать запись с большего числа, сложение начинать с единиц) |
|
10. Оценивание (2 мин) |
10.1. Учитель сообщает отметки с комментированием. - Чьи отметки совпали с планируемой вами? - Чьи не совпали? Как вы думаете, почему? |
|
11. Домашнее задание (1 мин) |
№511. 1 вариант: 1-й столбик, 2 вариант: 2-й столбик, составьте и запишите выражение письменного сложения столбиком и найдите значение этого выражения. |
|