Цели:
1. Обучающие:
- обобщить, систематизировать знания о правописании удвоенных согласных букв в корне и на стыке приставки и корня;
- тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с измененными орфограммами;
2. Развивающие:
- развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
- словарный запас.
- развивать интерес к предмету;
- расширять знания о родном языке;
- формировать навыки сотрудничества;
- развивать умение выделять главное, умение анализировать.
3. Воспитательные:
-
воспитывать учебную активность, интерес к родному языку.
Ход урока
1. Организация класса.
На доске: «С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».
- Прочитайте фразу записанную на доске.
- Как вы думаете, что это? (Пословица, предложение, высказывание.)
- Зачем я ее написала? (Девиз сегодняшнего урока.)
- Как вы понимаете эти слова? (Люди не рождаются с готовыми знаниями, мастерством, а добывают мастерство трудом, т.к. многому должны научиться. Добытыми знаниями можно гордиться, т.к. овладели ими, научились чему-то.)
- А мы учимся мастерству? Для чего? (Для того чтобы…)
- Готовы ли вы закрепить и пополнить свои знания, чтобы можно было гордиться своим мастерством?
2. Актуализация знаний.
- С чего всегда начинаем урок?
- Для чистописания буква, которая соответствует 3 согласному звуку в слове СЕРДЦЕ.
- Дайте ему характеристику. (Согласный, твердый, звонкий.)
- Как вы думаете почему я выбрала это слово? (Есть орфограмма непроизносимая согласная.)
- Как проверить слова с данной орфограммой?
- Какие знаете слова исключения, в которых не пишется непроизносимый согласный звук?
И ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Вот чудесно! Вот прекрасно!
Почему это чудесно?
Потому что интересно!
- Приведите примеры слов, где согласный звук [д] имел такую же характеристику. Где он был согласным, твердым, звонким? (Дом, двор.)
Чистописание Дс Дсс Дссс Дсссс.
3. Формулирование темы и целей урока.
- Над какой темой работали на прошлом уроке? (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)
- Назовите условия возникновения этой орфограммы «удвоенной согласной на стыке приставки и корня». (Корень слова должен начинаться с той же согласной, которой заканчивается приставка.) Карточки: сс сс.
- Что записано на доске? Прочитайте.
Слова на доске:
- свет
- страх
- совесть
- касса
- сказка
- класс
- сердце
- Что можете сказать про эти слова? (Существительное.)
- Докажите. (Отвечает на вопрос что?)
- Давайте вспомним как образуются слова? Предлагаю вам сложное задание. Попробуйте от этих существительных образовать новые слова, такие чтобы в них были удвоенные согласные или на стыке приставки и корня, или в корне слова.
- Что это могут быть за слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)
- Если у кого-то какое-то слово вызовет затруднение, не расстраивайтесь, продолжайте работать дальше, потом вместе разберемся. Работаем. Вам 5 минут.
- Проверяем. Читаем слова и называем где встретилась орфограмма (удвоенная согласная).
Предполагаемые ответы:
- рассвет
- бесстрашный
- бессовестный
- кассовый, кассир
- рассказ
- классный, классик
- бессердечный
- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (Распознавать и правильно писать слова с этой орфограммой.)
4. Работа над темой урока.
- Предлагаю побыть в роли исследователей и выполнить еще одну непростую работу. Откроем учебники на странице 108 упражнение 160. Прочитаем внимательно задание.
- Что просят сделать? (Расписать слова по столбикам.)
- С чего надо начинать работу, чтобы правильно справиться с заданием? (подобрать однокоренные слова и выделить корень)
Работаем по вариантам.
I вариант выписывает слова с удвоенной согласной в корне слова.
II вариант – на стыке приставки и корня.
И обозначаем все известные орфограммы.
I вариант:
- массаж
- кроссворд
- аттестат
- одноклассник
II вариант:
- рассмешил
- оттолкнул
- оттаял
- ввинтил
- Значение каких слов вызывает затруднение? (Аттестат, массаж.)
- Проверяем. Прочитайте слова с удвоенной согласной в корне. У кого так? Кто допустил ошибку? Где? Как исправим? Слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. У кого так?
- Что можете сказать о слове одноклассник? (Сложное, состоит из двух корней.)
- Приведите примеры сложных слов. (Водовоз, самокат).
- Найдите слово в котором встретились 4 различных орфограммы. (Рассмешил.)
- Молодцы! А теперь попробуйте с любым из этих слов составить такое предложение, в котором будет еще 2-3 слова с удвоенной согласной. (Алла, Анна и Кирилл разгадывали кроссворд. Мой одноклассник Кирилл рассмешил весь класс...)
- Хорошо справились с заданием. А теперь послушайте моё предложение.
- Наш класс читал интересные рассказы о бессмертных подвигах солдат на Волоколамском шоссе.
- О каких подвигах совершенных на нашей Волоколамской земле вы знаете? (28 героев Панфиловцев, саперам, памятник юным героям-партизанам в с. Осташево, 8 повешенным разведчикам-комсомольцам, памятник генералу Катукову – танк.)
- Кто помнит какую знаменательную дату связанную с ВОВ в декабре отмечает наш город? (20 декабря освобождение Волоколамска от немецко-фашистских захватчиков.)
- Ежегодно в нашем городе проходят мероприятия посвященные дню памяти героям защитникам Волоколамска.
- Давайте запишем мое предложение с комментированием на доске.
- Сколько различных орфограмм встретилось в данном предложении? (8)
- Найдем главные члены предложения и установим связь слов.
- К слову интересный подберем слова синонимы. Что такое синонимы? (Примечательный, замечательный, любопытный, занимательный, увлекательный, захватывающий, занятый, красивый.)
- Хорошо. А теперь выполним звукобуквенный анализ слова класс.
Класс-[класс]
К-[к]-согл, глух, тв.
Л-[л]-согл, звон, тв.
А-[а]-гл, ударн.
С-[с] -согл, глух, тв.
1 сл, 5 б, 4 зв.
- Попробуйте к слову бесстрашный подобрать группу однокоренных слов, выделите корень. (Бесстрашный, страх, страшилище, устрашающий, страшный…)
- Что интересного заметили в корнях слов? (Согл ш // х чередов.)
- Кому понравилось разбираться с удвоенными согласными?
- Теперь я каждому предлагаю попробовать свои силы и поработать со сложным заданием.
- У всех на столе лежат карточки. Нужно подумать и вставить соответствующую букву.
|
|
- Проверка выполненной работы.
5. Итог урока.
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная, приставка, корень, стык, орфограмма.)
- Что на уроке показалось самым трудным? Интересным?
- Каким мастерством вы сегодня овладели?
- Чем можно гордиться?
- Давайте оценим свою работу. У всех на парте лежат по 3 кружка. Кто считает, что на уроке он работал:
- на «5» - поднимает красный круг,
- на «4» - синий,
- на «3» - зеленый.
- От сегодняшнего урока я испытываю чувство радости от того, что мы дружно справились со всеми заданиями урока. Благодарю всех за работу.