Урок русского языка в 3-м классе "Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обучающие:

  • обобщить, систематизировать знания о правописании удвоенных согласных букв в корне и на стыке приставки и корня;
  • тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с измененными орфограммами;

2. Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
  • словарный запас.
  • развивать интерес к предмету;
  • расширять знания о родном языке;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • развивать умение выделять главное, умение анализировать.

3. Воспитательные:

  • воспитывать учебную активность, интерес к родному языку.

Ход урока

1. Организация класса.

На доске: «С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».

- Прочитайте фразу записанную на доске.

- Как вы думаете, что это? (Пословица, предложение, высказывание.)

- Зачем я ее написала? (Девиз сегодняшнего урока.)

- Как вы понимаете эти слова? (Люди не рождаются с готовыми знаниями, мастерством, а добывают мастерство трудом, т.к. многому должны научиться. Добытыми знаниями можно гордиться, т.к. овладели ими, научились чему-то.)

- А мы учимся мастерству? Для чего? (Для того чтобы…)

- Готовы ли вы закрепить и пополнить свои знания, чтобы можно было гордиться своим мастерством?

2. Актуализация знаний.

- С чего всегда начинаем урок?

- Для чистописания буква, которая соответствует 3 согласному звуку в слове СЕРДЦЕ.

- Дайте ему характеристику. (Согласный, твердый, звонкий.)

- Как вы думаете почему я выбрала это слово? (Есть орфограмма непроизносимая согласная.)

- Как проверить слова с данной орфограммой?

- Какие знаете слова исключения, в которых не пишется непроизносимый согласный звук?

И ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Вот чудесно! Вот прекрасно!
Почему это чудесно?
Потому что интересно!

- Приведите примеры слов, где согласный звук [д] имел такую же характеристику. Где он был согласным, твердым, звонким? (Дом, двор.)

Чистописание Дс Дсс Дссс Дсссс.

3. Формулирование темы и целей урока.

- Над какой темой работали на прошлом уроке? (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)

- Назовите условия возникновения этой орфограммы «удвоенной согласной на стыке приставки и корня». (Корень слова должен начинаться с той же согласной, которой заканчивается приставка.) Карточки: сс сс.

- Что записано на доске? Прочитайте.

Слова на доске:

  • свет
  • страх
  • совесть
  • касса
  • сказка
  • класс
  • сердце

- Что можете сказать про эти слова? (Существительное.)

- Докажите. (Отвечает на вопрос что?)

- Давайте вспомним как образуются слова? Предлагаю вам сложное задание. Попробуйте от этих существительных образовать новые слова, такие чтобы в них были удвоенные согласные или на стыке приставки и корня, или в корне слова.

- Что это могут быть за слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

- Если у кого-то какое-то слово вызовет затруднение, не расстраивайтесь, продолжайте работать дальше, потом вместе разберемся. Работаем. Вам 5 минут.

- Проверяем. Читаем слова и называем где встретилась орфограмма (удвоенная согласная).

Предполагаемые ответы:

  • рассвет
  • бесстрашный
  • бессовестный
  • кассовый, кассир
  • рассказ
  • классный, классик
  • бессердечный

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (Распознавать и правильно писать слова с этой орфограммой.)

4. Работа над темой урока.

- Предлагаю побыть в роли исследователей и выполнить еще одну непростую работу. Откроем учебники на странице 108 упражнение 160. Прочитаем внимательно задание.

- Что просят сделать? (Расписать слова по столбикам.)

- С чего надо начинать работу, чтобы правильно справиться с заданием? (подобрать однокоренные слова и выделить корень)

Работаем по вариантам.

I вариант выписывает слова с удвоенной согласной в корне слова.

II вариант – на стыке приставки и корня.

И обозначаем все известные орфограммы.

I вариант:

  • массаж
  • кроссворд
  • аттестат
  • одноклассник

II вариант:

  • рассмешил
  • оттолкнул
  • оттаял
  • ввинтил

- Значение каких слов вызывает затруднение? (Аттестат, массаж.)

- Проверяем. Прочитайте слова с удвоенной согласной в корне. У кого так? Кто допустил ошибку? Где? Как исправим? Слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. У кого так?

- Что можете сказать о слове одноклассник? (Сложное, состоит из двух корней.)

- Приведите примеры сложных слов. (Водовоз, самокат).

- Найдите слово в котором встретились 4 различных орфограммы. (Рассмешил.)

- Молодцы! А теперь попробуйте с любым из этих слов составить такое предложение, в котором будет еще 2-3 слова с удвоенной согласной. (Алла, Анна и Кирилл разгадывали кроссворд. Мой одноклассник Кирилл рассмешил весь класс...)

- Хорошо справились с заданием. А теперь послушайте моё предложение.

- Наш класс читал интересные рассказы о бессмертных подвигах солдат на Волоколамском шоссе.

- О каких подвигах совершенных на нашей Волоколамской земле вы знаете? (28 героев Панфиловцев, саперам, памятник юным героям-партизанам в с. Осташево, 8 повешенным разведчикам-комсомольцам, памятник генералу Катукову – танк.)

- Кто помнит какую знаменательную дату связанную с ВОВ в декабре отмечает наш город? (20 декабря освобождение Волоколамска от немецко-фашистских захватчиков.)

- Ежегодно в нашем городе проходят мероприятия посвященные дню памяти героям защитникам Волоколамска.

- Давайте запишем мое предложение с комментированием на доске.

- Сколько различных орфограмм встретилось в данном предложении? (8)

- Найдем главные члены предложения и установим связь слов.

- К слову интересный подберем слова синонимы. Что такое синонимы? (Примечательный, замечательный, любопытный, занимательный, увлекательный, захватывающий, занятый, красивый.)

- Хорошо. А теперь выполним звукобуквенный анализ слова класс.

Класс-[класс]

К-[к]-согл, глух, тв.

Л-[л]-согл, звон, тв.

А-[а]-гл, ударн.

С-[с] -согл, глух, тв.

1 сл, 5 б, 4 зв.

- Попробуйте к слову бесстрашный подобрать группу однокоренных слов, выделите корень. (Бесстрашный, страх, страшилище, устрашающий, страшный…)

- Что интересного заметили в корнях слов? (Согл ш // х чередов.)

- Кому понравилось разбираться с удвоенными согласными?

- Теперь я каждому предлагаю попробовать свои силы и поработать со сложным заданием.

- У всех на столе лежат карточки. Нужно подумать и вставить соответствующую букву.

  • т или тт?
  • с или сс?
  • д или дд?
  • с или сс?
  • с или сс?
  • м или мм?
  • с или сс?
  • с или сс?
  • с или сс?
  • О__рубил сухую ветку
  • Ра__мешил друзей
  • Конкурс по__елок
  • Бе__нежная зима
  • Ра__скусил орех
  • Знакомая орфогра__а
  • Новые кро__овки
  • Бе__онная ночь
  • Ра__мотрел картинки

- Проверка выполненной работы.

5. Итог урока.

- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная, приставка, корень, стык, орфограмма.)

- Что на уроке показалось самым трудным? Интересным?

- Каким мастерством вы сегодня овладели?

- Чем можно гордиться?

- Давайте оценим свою работу. У всех на парте лежат по 3 кружка. Кто считает, что на уроке он работал:

  • на «5» - поднимает красный круг,
  • на «4» - синий,
  • на «3» - зеленый.

- От сегодняшнего урока я испытываю чувство радости от того, что мы дружно справились со всеми заданиями урока. Благодарю всех за работу.