Цель:
- Расширять знания о лекарственных растениях.
- Развивать умения работать в группах, умения анализировать услышанное.
- Воспитывать любовь к природе, к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- доска;
- плакаты лекарственных растений;
- сообщения детей;
- выставка книг;
- кроссворд;
- учебник Плешакова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
- Сегодня мы собрались в нашем «Клубе любителей природы» чтобы узнать о тех растениях, которые в трудную минуту приходят на помощь человеку.
- Как вы думаете, что это за растение? (Читают хором тему урока на доске.)
Тема: «Лекарственные растения».
- Почему их так называют?
- Изучая растения «Природных зон» мы уже встречались со многими из этих растений. Давайте остановимся и узнаем более подробно о тех растениях, которые растут и в нашей области, и с которыми чаще всего сталкивается в своей жизни человек. Чтобы быть здоровым, надо уметь защитить свой организм от болезни. Вот об этом мы и поговорим. Но узнавать что-то новое для себя вы будете друг от друга, соревнуясь в группах. Каждая группа будет защищать свое растение, а вы должны внимательно слушать, чтобы точно отвечать на вопросы и задания каждой группы.
Оценивать ваши знания будет жюри (учителя). В конце урока та группа, которая наберет больше очков, получит приз. (Вспомнить правила работы в командах).
- Итак, приглашаем 1 группу.
1 группа.
Название «Подорожник» (рисунок + гербарий).
Начинают со стихотворения:
- Путника друг, подорожник,
Скромный невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег. - Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Далее 3 человека читают самостоятельно подготовленные сообщения о подорожнике.
Ребята инсценируют сценку «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (подвернул ногу или порезал палец).
Задание. Как можно помочь товарищу в этой ситуации?
(Команды придумывают ответы, отвечают те, кто первыми подняли руку.)
(Команда за выступление получает солнышко.)
Учитель: По праву подорожник заносим в коллекцию лекарственных растений.
(На доске макет книги «Лекарственные растения». Рисунок вносим в эту книгу – коллекцию.)
2 группа.
- Отгадайте название нашей группы.
Загадка.
«Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички».
Название команды: «Ромашка».
(3 человека читают сообщения о ромашке.)
Задание. «Погадай – отгадай на ромашке».
(Большая ромашка, на лепестках – задание. Представители группы срывают по лепестку. Там задание – вопрос. Отвечают командой.)
Вопросы:
- Откуда к нам попала ромашка?
- Где растет ромашка аптечная?
- Назовите один из отличительных признаков аптечной ромашки?
- Что можно лечить отваром из ромашки?
(Последний лист – солнышко команде.)
(Ромашку в коллекцию.)
3 группа.
Название: «Ландыш».
(3 человека – сообщение о ландыше.)
Стихотворение ландыша (читает ученик):
Я маленький ландыш,
Цвету я в лесу
И многим из вас
Красоту я несу
Но люди безжалостны стали ко мне,
Становится меньше нас на Земле.
Вы все подрастете
Через несколько лет.
И в лес вы придете, а там меня нет.
Прошу, помогите, спасите меня
И вам благодарен всегда буду я.
(Курганова С. Ю.)
Задание. Почему ландыш просит о помощи?
(Беседа о Красной книге.)
- Кто быстрее найдет в книге, почему Красная книга именно так называется (с. 214).
(Команде – солнышко, ландыш – в коллекцию.)
4 группа.
Стихотворение.
Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса,
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Название: «Черемуха».
(3 человека – сообщение о черемухе.)
Задание. У каждой команды есть конверт, в нем есть слова. Составить предложение. Что они обозначают?
(Команды составляют предложения – приметы. Объясняют, как поняли смысл.)
- Как одним словом можно назвать все эти предложения (приметы).
(Беседа о полезных веществах, выделяемых черемухой и другими деревьями – фитонциды (прочитать хором.)
(Группе – солнышко, черемуху в коллекцию.)
5 группа.
Название: «Аптекари».
Отгадать кроссворд.
Задание в виде загадок + рисунок, каждого растения.
- «Стоит колючка на вилах, одета в багрянец
Кто подойдет того кольнет». (Шиповник.) - Весной «цвету»,
Летом шишки приношу,
Осенью увядаю,
Зимой не умираю. (Сосна.) - Над водой, водой
Стоит красной с бородой. (Калина.) - Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)
- Красна ягодка растет
Мишка лапкой соберет. (Малина.)
(Читают сообщения об этих растениях.)
Вешаем на доску плакаты.
Задание каждой команде. «Ботаническая мозаика» (ботаника – наука о растениях). Собрать рисунок лекарственного растения, прочитать название, чем полезен.
(Команде – солнышко.)
Учитель: Посмотрите, ребята, какую коллекцию лекарственных растений мы собрали.
Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем.
В Книгу Красную они
Многие занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
- Рвать много лекарственных растений нельзя. А те, что сорвали можно отнести в аптеку. Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари). Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений(показать коллекцию из трав, продаваемых в аптеках). Советоваться с врачом. Каждое лекарственное растение нужно собирать в определенное время суток, года. Иначе оно может потерять свои целебные свойства. Мы с вами должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Лекарственных растений еще много на Земле (открывается доска с рисунками лекарственных растений), но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Давайте прочитаем правило, которое должен помнить каждый: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет» (на доске). 22 апреля отмечается День Земли (Всемирный праздник).
- Посмотрите, ребята, на доску. О каких лекарственных растениях вы узнали. Чем они полезны человеку? Что мы должны помнить об этих растениях? (Похвалить все группы.)
- А сейчас – слово жюри. (Подводятся итоги, вручают дипломы.)
Познакомить с выставкой книг.
- Чтобы не болеть, надо заниматься спортом, закаляться, есть полезные продукты.
Участникам призы – яблоки.