Урок-КВН по теме "Лекарственные травы", 3-й класс. Окружающий мир

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Расширять знания о лекарственных растениях.
  2. Развивать умения работать в группах, умения анализировать услышанное.
  3. Воспитывать любовь к природе, к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • доска;
  • плакаты лекарственных растений;
  • сообщения детей;
  • выставка книг;
  • кроссворд;
  • учебник Плешакова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

- Сегодня мы собрались в нашем «Клубе любителей природы» чтобы узнать о тех растениях, которые в трудную минуту приходят на помощь человеку.

- Как вы думаете, что это за растение? (Читают хором тему урока на доске.)

Тема: «Лекарственные растения».

- Почему их так называют?

- Изучая растения «Природных зон» мы уже встречались со многими из этих растений. Давайте остановимся и узнаем более подробно о тех растениях, которые растут и в нашей области, и с которыми чаще всего сталкивается в своей жизни человек. Чтобы быть здоровым, надо уметь защитить свой организм от болезни. Вот об этом мы и поговорим. Но узнавать что-то новое для себя вы будете друг от друга, соревнуясь в группах. Каждая группа будет защищать свое растение, а вы должны внимательно слушать, чтобы точно отвечать на вопросы и задания каждой группы.

Оценивать ваши знания будет жюри (учителя). В конце урока та группа, которая наберет больше очков, получит приз. (Вспомнить правила работы в командах).

- Итак, приглашаем 1 группу.

1 группа.

Название «Подорожник» (рисунок + гербарий).

Начинают со стихотворения:

  1. Путника друг, подорожник,
    Скромный невзрачный листок.
    Ты на порезанный палец
    Влажной заплаткою лег.
  2. Путника друг, подорожник,
    Многим из нас невдомек,
    Что отыскалось лекарство
    Тут же, на тропке, у ног.

Далее 3 человека читают самостоятельно подготовленные сообщения о подорожнике.

Ребята инсценируют сценку «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (подвернул ногу или порезал палец).

Задание. Как можно помочь товарищу в этой ситуации?

(Команды придумывают ответы, отвечают те, кто первыми подняли руку.)

(Команда за выступление получает солнышко.)

Учитель: По праву подорожник заносим в коллекцию лекарственных растений.

(На доске макет книги «Лекарственные растения». Рисунок вносим в эту книгу – коллекцию.)

2 группа.

- Отгадайте название нашей группы.

Загадка.

«Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички».

Название команды: «Ромашка».

(3 человека читают сообщения о ромашке.)

Задание. «Погадай – отгадай на ромашке».

(Большая ромашка, на лепестках – задание. Представители группы срывают по лепестку. Там задание – вопрос. Отвечают командой.)

Вопросы:

  1. Откуда к нам попала ромашка?
  2. Где растет ромашка аптечная?
  3. Назовите один из отличительных признаков аптечной ромашки?
  4. Что можно лечить отваром из ромашки?

(Последний лист – солнышко команде.)

(Ромашку в коллекцию.)

3 группа.

Название: «Ландыш».

(3 человека – сообщение о ландыше.)

Стихотворение ландыша (читает ученик):

Я маленький ландыш,
Цвету я в лесу
И многим из вас
Красоту я несу
Но люди безжалостны стали ко мне,
Становится меньше нас на Земле.
Вы все подрастете
Через несколько лет.
И в лес вы придете, а там меня нет.
Прошу, помогите, спасите меня
И вам благодарен всегда буду я.

(Курганова С. Ю.)

Задание. Почему ландыш просит о помощи?

(Беседа о Красной книге.)

- Кто быстрее найдет в книге, почему Красная книга именно так называется (с. 214).

(Команде – солнышко, ландыш – в коллекцию.)

4 группа.

Стихотворение.

Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса,
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Название: «Черемуха».

(3 человека – сообщение о черемухе.)

Задание. У каждой команды есть конверт, в нем есть слова. Составить предложение. Что они обозначают?

(Команды составляют предложения – приметы. Объясняют, как поняли смысл.)

- Как одним словом можно назвать все эти предложения (приметы).

(Беседа о полезных веществах, выделяемых черемухой и другими деревьями – фитонциды (прочитать хором.)

(Группе – солнышко, черемуху в коллекцию.)

5 группа.

Название: «Аптекари».

Отгадать кроссворд.

Задание в виде загадок + рисунок, каждого растения.

  1. «Стоит колючка на вилах, одета в багрянец
    Кто подойдет того кольнет». (Шиповник.)
  2. Весной «цвету»,
    Летом шишки приношу,
    Осенью увядаю,
    Зимой не умираю. (Сосна.)
  3. Над водой, водой
    Стоит красной с бородой. (Калина.)
  4. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)
  5. Красна ягодка растет
    Мишка лапкой соберет. (Малина.)

(Читают сообщения об этих растениях.)

Вешаем на доску плакаты.

Задание каждой команде. «Ботаническая мозаика» (ботаника – наука о растениях). Собрать рисунок лекарственного растения, прочитать название, чем полезен.

(Команде – солнышко.)

Учитель: Посмотрите, ребята, какую коллекцию лекарственных растений мы собрали.

Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем.
В Книгу Красную они
Многие занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.

- Рвать много лекарственных растений нельзя. А те, что сорвали можно отнести в аптеку. Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари). Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений(показать коллекцию из трав, продаваемых в аптеках). Советоваться с врачом. Каждое лекарственное растение нужно собирать в определенное время суток, года. Иначе оно может потерять свои целебные свойства. Мы с вами должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Лекарственных растений еще много на Земле (открывается доска с рисунками лекарственных растений), но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Давайте прочитаем правило, которое должен помнить каждый: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет» (на доске). 22 апреля отмечается День Земли (Всемирный праздник).

- Посмотрите, ребята, на доску. О каких лекарственных растениях вы узнали. Чем они полезны человеку? Что мы должны помнить об этих растениях? (Похвалить все группы.)

- А сейчас – слово жюри. (Подводятся итоги, вручают дипломы.)

Познакомить с выставкой книг.

- Чтобы не болеть, надо заниматься спортом, закаляться, есть полезные продукты.

Участникам призы – яблоки.