Цель: ознакомить учащихся с новым материалом и провести первичное закрепление изученного.
Задачи:
- Создать условия для развития навыков выразительного чтения, умений кратко пересказывать прочитанное.
- Способствовать развитию речи, памяти, навыков беглого сознательного чтения.
- Содействовать расширению кругозора, словарного запаса.
- Воспитывать любовь, понимание самому близкому человеку – матери.
Оборудование:
- картинки и карточки со словами для разминки и словарной работы;
- карточки с опорными словами для пересказа;
- иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Организационная часть.
Приветствие учителя, пожелание удачи. Психологический настрой.
- Что необходимо вам для того, чтобы урок прошёл успешно?
II. Проверка домашнего задания.
Перед уроком, в «Лист защиты», каждый ученик без объяснений причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель держит ситуацию под полным контролем.
- Какое произведение вы читали дома?
- Кто автор?
- Какое было домашнее задание?
Подробный пересказ текста. Оценку дают сами ребята.
III. Чтение-разминка.
1. Работа по таблице Шульта.
2. Из букв собирают слова.
- О, Ч, Д, Ь (дочь)
- Б, О, А, Л, Ч, Е, К (белочка)
- С, С, Р, А, Т, Е (сестра)
3. Чтение слов по полу-буковке.
Весть, луна, ярмарка, беречь, любить.
IV. Сообщение нового материала.
1. Прочитай правильно слова:
- сердиться, рассердиться;
- превращаться, превратиться;
- наткать холста;
- вовек неразлучна;
- день-деньской.
2. Чтение сказки учителем.
- Скажите, чему она учит?
- Что вам понравилось в ней?
- Что больше всего запомнилось?
- Что правдиво, а что вымышлено?
3. Чтение сказки по ролям.
Найдите слова каждого из действующих лиц и слова автора. Подумайте: почему белочка говорит спокойно, негромко, как мудрый человек?
4. За что белочка наказала двух старших дочерей? Как она помогла младшей дочери? Расскажите.
5. Подготовка к пересказу текста. Вспомните, как обычно начинаются. Как вы будете говорить, чтобы сохранить сказочную интонацию?
V. Игровая пауза.
1. «Ты мне, я - тебе».
Учащиеся бросают и ловят ластик при помощи стаканчика (можно играть парами и в одиночку):
- подбрасывают ластик левой рукой, ловят стаканчиком правой рукой (и наоборот);
- подбрасывают ластик стаканчиком и стаканчиком ловят;
- один ребенок высоко подбрасывает ластик, другой ловит стаканчиком;
- один ребенок подбрасывает ластик из стаканчика вверх, другой ловит его в свой стаканчик.
2. «Здравствуй по-японски».
Учащиеся стоят возле парты. Сначала они выполняют наклон в правую и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже.
VI. Закрепление полученных знаний.
По сказке « Три сестры» интересно сделать мультфильм.
- Перечитайте отрывки, которые могут стать кадрами для мультфильма.
- Соберите пословицу.
При солнышке – тепло, при матери - добро.
Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.
Дети объясняют смысл пословиц.
Вывод урока.
- Чему научила вас сказка?
- Почему эта сказка много сотен лет живет в народе?
- В чем состоит мудрость сказки?
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к пересказу сказки.
Ответ будет записываться на магнитофон, чтобы потом учащиеся сами себя могли послушать.
VIII. Подведение итогов урока.