Цели и задачи урока:
- Информировать детей о новом законе Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
- Обязать детей и их родителей соблюдать данный закон.
- Укрепить отношения между школой и семьёй, сплотить детей, продолжить работу по формированию коллектива.
- Развивать чувство товарищества у детей, взаимоуважения и взаимовыручки. Помочь детям понять, что класс- это одна большая семья.
- Разъяснить детям, что каждый учится во имя себя.
- Развивать внимание, память, воспитывать любознательность, решительность, целеустремлённость.
- Развивать речь учащихся.
Место проведения: классная комната.
Дата: 1 сентября 2008 года.
Оформление класса и оборудование:
- государственный флаг и герб Российской Федерации;
- флаг и герб Краснодарского края, Туапсинского района;
- карта Краснодарского края и республики Адыгея;
- информация о новом законе;
- стенгазета: Класс - одна большая семья;
- иллюстрации из детских книг, ребус, пословицы о семье.
Техническое обеспечение: фонограммы песен.
Ход классного часа
Приветствие детей и поздравление их с новым учебным годом.
Самое главное
Где-то далеко-далеко, а может быть, совсем рядом, в неведомой стране или в соседнем доме жил да был обыкновенный человек, и звали его Пашка-первоклашка. Звать его стали так недавно, потому как молодой он был еще, только учиться начал.
Вначале побаивался он школу, а потом понравилось. Писать, читать, примеры решать каждый ведь умный человек должен. А зачем глупым быть, если умным и уважаемым стать можно?
- Ребята, а кто летом мечтал о школе? (Дети поднимают руки.)
Задумался над этим Пашка после первых дней учебы. Интерес сам собой появился. Иногда трудно было, иногда очень трудно, а иногда и полегче.
Каждый день узнавал и понимал он что-то новое, неизвестное. Понял, что учительница в школе – это самый главный человек, от которого его, Пашкин, успех зависит. Понял, что хвалит учительница тогда, когда учишься хорошо, за поведением своим следишь. Но самое главное – понял то, что у него постепенно все получится. «Старание», «стремление» – эти слова стали лучшими Пашкиными друзьями.
- А кто из вас, ребята, возьмёт себе в помощники старание и стремление? (Дети поднимают руки.)
Конечно, бывают в жизни разные трудности и неприятности. К ним можно по-разному относиться. Можно испугаться и подчиниться, а можно с успехом их преодолевать.
Пашка выбрал второй, более трудный, но и более почетный путь. Не всегда сразу удается сообразить, как пишется буква или как решается пример. Но если желание проявишь, в конце концов, все получается. Иногда бывает, что поведением своим забываешь управлять, но потом вспомнишь и снова руководишь собой.
Твердо усвоил Пашка, что внутри каждого человека спрятано огромное количество сил и способностей. Каждый, если захочет, может стать лучше, чем сейчас. Каждый ходит в школу для того, чтобы стать лучше. Каждый учится во имя себя. (Заслушиваются мнения детей.)
Радость познания
Самое приятное и запоминающееся чувство у детей в школе – это радость от правильно выполненного задания учителя. Если ты еще и первый выполнил его, то это радость вдвойне.
Пашка всегда стремился решить пример или отгадать загадку правильно и первым. И очень часто это у него получалось. В такие моменты его лицо расплывалось в счастливейшей улыбке. Внутри все ликовало, и он всем своим поведением как бы говорил:
- Смотрите и слушайте, как я доволен собой!
Особенно приятно ему было, когда получалось выполнить задание повышенной трудности. На днях учительница такое им задание давала. Надо было соединить тремя линиями четыре точки, не отрывая руки, и вернуться в исходное положение. Пашка на уроке думал, на перемене думал, после уроков думал, и, наконец, дома, как будто случайно, у него все получилось. Что после этого было! Крик «ура - а-а-а-а...» длился несколько минут. Родители вбежали, ничего понять не могут.
Мама спросила:
- Паша, ты чего такой счастливый? В спортлото выиграл? А Пашка ей отвечает:
- Лучше, мама. Я такую трудную задачу сам решил. Сто раз хотел сдаться и бросить, но все-таки не отступил. Поэтому так сильно и радуюсь.
- Молодец, Павел, – сказал папа и крепко пожал ему руку.
Поздно вечером мама, заглянув в комнату, увидела безмятежно спящего Пашку, на лице которого продолжала сиять радостная улыбка. Она подошла к нему, погладила по голове и тихонько прошептала:
- Молодец, сынок, ты сам честно заслужил свою радость. (Комментарии детей.)
- Ребята, давайте, и мы попробуем выполнить это задание. (На доске стоят 4 точки. Надо соединить их тремя линиями не отрывая руки.)
Управление собой
Главная задача школьника на уроке – получить новые знания. Пашка, как старательный школьник, изо всех сил старался учиться. Со стороны это выглядело довольно забавно. Как только учительница задавала какой-нибудь вопрос классу, он резко поднимал руку, начинал трясти ею и издавать неопределенный, звуки: «ы-ы-с-с-с-с...». Если спрашивали кого-то другого, звук прекращался, но рука продолжала тянуться, автоматически подрагивая.
А иногда, наоборот, задумается о чем-то постороннем (взгляд затуманится) и не слышит какое-то время, что в классе делается.
Понимал Пашка, что это мешает его учебе, да и учительнице не нравится, но считал, что сделать ничего не сможет. Пока однажды после очередного такого неприятного момента он сказал себе:
- Все! Хватит. Пора взять себя в руки и доказать, что я могу собой управлять!
С этого дня стал Пашка специально себе задания на усилие давать. Раньше зарядку иногда делал, сейчас – обязательно каждое утро. Раньше проезжую часть дороги в любом месте переходил, сейчас только по пешеходному переходу и т.д. Сам себя воспитывать начал. И сразу результаты появились. Стал он сильнее и уверенней. Надобность трясти рукой и шипеть на уроках исчезла.
Не один раз учительница ставила его в пример и говорила:
- Обратите внимание, ребята, на Павла. Это человек, который умеет собой управлять.
Пашке очень нравились такие слова. Он ими гордился! Отвлекаться он перестал и очень удивлялся, когда на уроке кто-нибудь из одноклассников пропускал мимо ушей обращенные к нему слова учительницы.
Некоторые ребята стали с Пашкой советоваться, спрашивать, как это у него, получается, управлять собой. На это у Пашки для всех был один твердый и уверенный ответ:
- Самое главное – это очень сильно захотеть. А потом представить, что все получается. И действительно, все получится.
А, чтобы нам жилось безопаснее, о нас заботится наше государство.
- А как оно называется? (Россия.) А управляет Россией – правительство. Оно создаёт законы, по которым мы живём. В Краснодарском крае есть главный человек- это губернатор: А. Ткачёв.
- А кто из вас знает новый закон, принятый в нашем крае, который касается вас - детей?
На Кубани введен новый закон для подростков
Как только часы пробьют 22:00, подростки в краснодарском крае превратятся в
малолетних нарушителей. Теперь там дети после десяти вечера должны находиться
дома.
Решение это - вынужденное. Всему виной - рост преступности среди подростков.
Кстати, как показывают соцопросы, это нововведение поддерживают не только
взрослые, но и несовершеннолетние жители края. Правда, конечно, не все.
Отныне отдых, как юных краснодарцев, так и молодых отдыхающих, будет строго
регламентироваться по времени. Подросткам младше 14 лет купания и гуляния
разрешены до 9 вечера. Ребятам постарше подарили еще один час.
Впрочем, милиционеры обещают первое время быть снисходительными. Тем более, что
о нововведениях в кубанском законодательстве знают пока не все. Например,
отдыхающие на черноморском побережье уверяют, что в гостиницах и домах отдыха
никаких объявлениях о грядущих переменах не было.
Товарищеские качества
Во время урока школьники получают новые знания. Они пишут, читают, рисуют. Иногда бывает так, что паста в ручке заканчивается или карандаш ломается. Тогда учитель обращается к классу и говорит:
- Кто выручит Свету и даст ей ручку?
Или:
- Если у Коли есть товарищи, то они подчинят ему карандаш!
Пашка часто выручал своих одноклассников. Он даже специально носил с собой запасные ручки и карандаши. Но не только в этом проявлялись его товарищеские качества.
Недавно Пашка решительно встал между двумя ссорящимися одноклассниками и успокоил их. За это учительница при всём классе похвалила его.
Он хорошо помнил слова своей бабушки:
- Как ты будешь к людям относиться, так и люди к тебе будут.
Когда у Пашки долго не получались примеры по математике, то Слава сам подошел к нему и предложил помощь. Вместе с ним разобрался все-таки Пашка в примерах, и настроение после этого сразу улучшилось.
На днях у его соседки по парте Оли голова сильно разболелась. Так на вопрос учительницы:
- Кто сможет Олю домой после уроков проводить? – весь класс руки взметнул. Учительница Пашке, как соседу по парте, это дело доверила, и он весь путь до самого дома Оле портфель нес.
После этого по дороге к себе домой Пашка шёл и, улыбаясь, думал:
- Как хорошо, что в нашем классе все относятся друг к другу по-товарищески!
Ребята, а вы знаете, что с товарищем можно поделиться и радостью и горем, а ещё конфеткой? (Сюрпризный момент.) Я достаю одну конфетку и делаю вид, что её съем. Потом вспоминаю, что нужно поделиться. Протягиваю конфетку одному из учеников. Ученик должен передать конфету другому ученику. И конфета возвращается снова ко мне. С товарищем нужно всем делиться, также как и со своей семьёй. Можно сказать, что класс – это одна большая семья.
- Правда, ребята?
Сегодня, мы принимаем в нашу дружную семью ещё двух учеников - это Коршилову Алину и Цакулова Георгия. (Подарки новеньким - блокнотики, в которые они смогут записывать адреса, телефоны своих новых друзей.)
- Давайте, ребята, по очереди представимся Алине и Георгию.
- Давайте, выполним задание: собери пословицу: когда семья вместе, (и сердце на месте), в родной семье, (и каша гуще).
А теперь соберём из букв слова (буквы на доске). Остановимся на задуманном мною слове. (Знай.)
А что же ученик должен знать?
- Что вы узнали нового летом?
- Какие новые книги прочитали?
Посмотрите на иллюстрации из книг. Из каких они произведений?
- А помните рассказ Толстого « Отец и сыновья»? В чём его смысл? (Держаться всем вместе, помогать друг другу.)
Давайте все встанем в большой круг, возьмемся за руки и дадим клятву о том, что будем стараться делать следующее:
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
- Бойся обидеть человека!
- Найди свою цель в жизни!
- Не ищи оправдания собственным слабостям!
- Познай себя и мир!
- Лучше отдай своё, чем возьми чужое!
- Не теряй веры в себя!
- Умей дарить радость людям!
Теперь все, кто будет это выполнять, прикоснитесь ладошкой к «сердцу нашего класса». На доске висит стенгазета: Класс – одна большая семья.
Рисунок 1
Звучит фонограмма. «Вместе весело шагать». В.Шаинский, М.Матусовский.