Цели:
- Показать картину первого снега, созданную поэтом.
- Развивать речь и творческое воображение учащихся.
- Формировать навык выразительного чтения.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту, помочь почувствовать радость наступления зимы.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Технология:
- проблемная;
- здоровьесберегающая;
- гуманно-личностная.
Оборудование:
- рисунок окна;
- репродукция картины А. Пластова «Первый снег»;
- портрет А.С. Пушкина;
- учебник, ТСО.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения (4 – 5 человек).
3. Подготовительная работа.
На доске висит нарисованное окно. Оно закрыто.
- Что же загадочное ждет нас, если мы откроем окно? (Ответы детей.)
Учитель открывает окно, дети читают слово «красота».
- Что такое красота? (Ответы детей.)
- В «Толковом словаре» дается лексическое значение этого слова. Прочитаем его: «Совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору и слуху».
- Что же в жизни мы видели красивого, над чем наблюдали? (Ответы детей.)
- А можем мы наблюдать за красивыми поступками, общением друг с другом? (Ответы детей.)
- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек, видит, изумляется и начинает создавать новую красоту, совершать красивые поступки.
Я загадаю загадку.
Что красивого заметите вы в ней.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
(Ответы детей.)
- Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «Зима»? (Белый снег, пурга, мороз, стужа, серебристый иней и т.д.)
- Мы понаблюдаем за красотой зимы на уроках литературного чтения.
- Кто видел, как шел первый снег? (Ответы детей.)
- Давайте на несколько минут превратимся в белых мух и потанцуем танец снежинок.
(Дети танцуют под музыку. Физкультурная минутка.)
- Чем пахнет снег? (Холодом, зимой, свежестью.)
- Человек видит первый снег. Что он чувствует? Почему? А как это показал художник Аркадий Александрович Пластов в своей картине «Первый снег»?
4. Беседа по картине.
- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Что они увидели на улице?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает ее лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь делать?
- Кого мы еще видим на картине?
- Какие это птицы?
- Почему зимой веселее, чем в ненастную осеннюю погоду?
- Какое настроение картина создает у вас?
5. Работа с произведениями А.С. Пушкина.
- Многие поэты рады первому снегу и посвятили ему свои стихотворения. И конечно, наш любимый поэт А.С. Пушкин.
Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чем я буду рассказывать. Итак, начинаем.
«Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото лемма. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту картину. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнули ставни. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму.
Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Он открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну. Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу. Вам нравится эта картина? Видя такую красоту, Пушкин продолжил писать роман «Евгений Онегин». Я вам сейчас прочитаю отрывок из этого романа.
(Чтение стихотворения учителем.)
- Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения?
- Найдите в тексте непонятные слова? (Куртины – цветочные грядки.)
- Объясните, почему в предложении «Зимы ждала, ждала природа…» глагол «ждала» повторяется дважды?
- Когда выпал первый снег?
- Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно?
Работа над выразительным чтением (расстановка пауз).
Чтение стихотворения учащимися (2-3 человека).
6. Физкультурная минутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
7. Работа с книгой.
Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета…» в режиме жужжащего чтения.
- Какое настроение создается этим стихотворением?
- Что развеселило вас особенно?
- Почему гусь скользил и падал?
- С чем сравнивает поэт гладь реки? (С модным паркетом, как бы начищена до блеска, даже гусь не понял, что это лед.)
- С чем сравнивается первый снег? (Со звездами. (Снег падает сухой. Он блестит и искрится.))
- Почему поэт говорит о мальчишках «радостный народ»? (Они рады зиме, веселые, оживленные, в движении.)
Чтение стихотворение учащимися (2 – 3 человека).
8. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Нравится вам зима?
9. Домашнее задание: стр. 70 – 71, одно стихотворение наизусть.