Наше время - это время перемен, когда абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость « ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, призван обеспечить выполнение цели по развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.
Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Эти процессы реализуются в рамках коммуникативной деятельности, овладение которой является одной из задач, названных в государственных образовательных стандартах начального образования.
Содержание образования должно создать предпосылки для достижения каждым учащимся уровня образованности, который соответствует его личному потенциалу, интересам, потребностям.
В Законе об образовании говорится: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации» (ст. 14, п.1).
На современном этапе реформы образования одним из важных факторов его развития является развитие коммуникативной функции образования, повышение роли коммуникативной культуры.
Коллективно творческие дела (КТД) нужны для того чтобы, развивался детский коллектив, а вместе с ним развивалась и личность каждого ребенка.
Зная желания возможности детей , предлагаю разбиться на творческие группы, 3-5 человек создают совет дела. Совет разрабатывает план КТД, дает задания членам группы, берет на себя функцию координатора и организатора. Пока у ребят мало опыта коллективного творчества, я участвую в работе совета дела на правах равного его члена. Во время подготовки КТД ребята учатся культуре поведения, умению общаться, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения, не бояться высказывать свое мнение .
Готовится КТД 1-2 недели. КТД – это как отчет школьника о том чему он научился, что он приобрел, над чем ещё надо поработать, и в тоже время, КТД - это общение.
Работа строится по четкому алгоритму:
- Коллективное планирование.
- Коллективная подготовка.
- Коллективное проведение дела.
- Коллективное подведение итогов.
Каждый день должен развивать детей всесторонне и гармонично. Надо научиться включать каждого в совместное действие, в практическое использование приобретенных знаний и умений, в обмен опытом, в преодоление трудностей при выполнении задуманного, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Для сегодняшнего дня нет дела важнее, чем учить детей проявлять активную позицию в отношении к учебе и жизни. Учитель должен поддерживать в детях желание быть активными, самостоятельными. В совместном общении дети приобретают необходимый опыт, умения и навыки для будущих действий. Чем меньше дети, тем легче действовать в небольшом коллективе, состоящим из 5-7 человек. Вот почему я разбиваю детей на разные инициативные группы.
На уроках литературы познакомились с ребятами с творчеством уральского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка. У ребят появилось желание сделать свой спектакль, идею эту я с радостью подхватила.
На следующий день создали инициативную группу. На стенде вывесили решение инициативной группы. Весь класс разделился на 4 малые подгруппы.
Творчество уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (3-й класс)
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Задачи: развитие любознательности; воспитание интереса к чтению сказок; обогащение словарного запаса; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: портрет писателя, вопросы викторины., костюмы для героев сказки (Муха, Паук), выставка книг писателя.
Предварительная работа
К класс разбивается на группы (по 5 человек). Каждая группа получает задание. Время выполнения задания 1 неделя.
1 группа – организует выставку книг посвященную творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка.
2 группа – ставит спектакль по сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка (отбирает сценарий, готовит костюмы).
3 группа – готовит викторину, посвященную творчеству писателя.
4 группа – готовит сообщение о жизни и творчестве писателя.
Ход праздника
Старая Муха (ученик).
Зачитывает присказку к «Аленушкиным сказкам».
Баю-баю-баю…
Один глазок у Аленушки спит – другой смотрит; одно ушко у Аленушки спит – другое слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут : и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая мышка-норушка, и сверчок за печкой, и пестрый скворец в клетке, и забияка-петух.
Спи, Аленушка, - сейчас сказка начинается. Вон в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки.
Один глазок у Аленушки спит – другой смотрит; одно ушко у Аленушки спит – другое слушает. Баю – баю – баю…
Вы узнали Кто автор этих строк?
Мы вам сейчас покажем отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. «Как жила была последняя муха»
Дети показывают инсценировку сказки.
Автор: Наступил и такой счастливый день. Рано утром наша Муха проснулась довольно поздно. Она давно уже испытывала какую-то не понятную усталость и предпочитала сидеть неподвижно в своем уголке, под печкой. А тут она почувствовала, что случилось что-то необыкновенное .Стоило подлететь к окну, как все разъяснилось сразу. Выпал первый снег… Земля была покрыта ярко белевшей пеленой.
Муха : А, так вот какая бывает зима ! (Подлетает к окну). Она совсем белая, как кусок хорошего сахара…
Автор: потом Муха заметила, что все другие мухи исчезли окончательно. Бедняжки не перенесли первого холода и заснули, кому где случилось. Муха в другое время пожалела бы их, а теперь подумала
Муха: Вот и отлично…. Теперь я совсем одна ( летает по комнате) Никто не будет есть моего варенья, моего сахара, моих крошечек… Ах, как хорошо!...
Автор: Она облетела все комнаты и ещё раз убедилась, что она совершена одна. Теперь можно было делать решительно все, что захочется. С первой лампой, впрочем, вышла маленькая неприятность (Муха подлетает к лампе). Муха налетела было опять прямо на огонь и чуть не сгорела.
Муха: Это, вероятно, зимняя ловушка для мух (потирает обожженные лапки). Нет, вы меня не проведете... О, я отлично все понимаю!... Вы хотите сжечь последнюю муху? А я этого совсем не желаю… Тоже вот и плита в кухне, - разве я не понимаю, что это тоже ловушка для мух!...
Автор: Последняя Муха была счастлива всего несколько дней, а потом ей сделалось скучно, так скучно, так скучно, что, кажется не рассказать. Конечно, ей было тепло, она была сыта, а потом, потом она стала скучать. Полетает, полетает, отдохнет, поест, опять полетает, - и опять ей делается скучнее прежнего
Муха: Ах, как мне скучно! Хоть бы одна была мушка ещё, самая скверная, а все таки мушка…. (грустит) Господи, как же вы не хотите понять, что я совершено одна и что мне очень скучно? (Пристает ко всем зрителям, пищит в ухо) Вы даже летать не умеете, а потому не знаете, что такое скука. Хоть бы кто-нибудь поиграл со мной…. Да нет, куда вам! Что может быть неповоротливее и неуклюжее человека?
Автор: Последняя Муха надоела и собаке и кошке – и решительно всем. Летает, жужжит, пищит… Сидевший в углу Паук наконец сжалился над ней и сказал... (появляется паук)
Паук: Милая Муха, идите ко мне…. Какая красивая у меня паутина!
Муха: покорно благодарю… Вот ещё нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутина. Наверно, ты когда-нибудь был человеком, а теперь только притворяешься пауком.
Паук: Как знаете, я вам добра желаю.
Муха: Ах, какой противный! Это называется – желать добра: съесть последнюю Муху!
Автор: Они сильно повздорили (Муха и Паук дерутся), и все-таки было скучно, так скучно, так скучно, что и не расскажешь.
Муха: Если так, если вы не хотите меня понять, как мне скучно, так я буду сидеть в углу целую зиму… Вот вам!.. Да, буду сидеть и не выйду ни за что…
Автор: Она даже всплакнула от горя (Муха плачет), припоминая минувшее летнее веселье. Сколько было веселых мух; а она ещё желала остаться совершена одной. Это была роковая ошибка… Зима тянулась без конца, и последняя Муха начала думать, что лета больше уже не будет совсем. Ей хотелось умереть и она плакала потихоньку.. Это, наверное люди придумали зиму, потому что они придумывают решительно все, что вредно Мухам. А может быть, это тетя Оля спрятала куда-нибудь лето, как прячет сахар и варенье ?.... Последняя Муха готова была совсем умереть с отчаяния, как случилось нечто совершено особенное. Она, по обыкновению, сидела в своем углу и сердилась, как вдруг слышит: ж-ж-ж! (появляется вторая Муха)… Сначала она не поверила собственным ушам, а подумала, что её кто-нибудь обманывает. А потом… Боже, что это было!... Мимо неё пролетела настоящая живая мушка, ещё совсем молоденькая. Она только что успела родиться и радовалась…
Молодая Муха: Весна начинается… Весна !
Автор: Как они обрадовались друг другу! Обнимались, целовались. Старая Муха несколько дней рассказывала, как скверно провела всю зиму и как ей скучно было одной. Молоденькая Муха только смеялась (смеется) тоненьким голоском и никак не могла понять, как это было скучно.
Молодая Муха: Весна, весна !
Автор: Когда тетя Оля выставила все зимние рамы (автор открывает дверь), последняя Муха сразу все поняла.
Муха: Теперь я знаю все, лето делаем мы , мухи… (вылетает в дверь)
Молодая Муха рассказывает биографию писателя.
Биография писателя
(Показывает портрет писателя.) Стоит произнести Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, как вспоминаются известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, каракулевой папахе. По воспоминаниям друзей, он был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили дети, старики и животные.
Но на самом деле жизнь Мамина-Сибиряка была очень трудной.
Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 г. в поселке Висим в 40 км от Нижнего Тагила в семье поселкового священника. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая, читающая. В семье была библиотека, читали детям вслух. Жили не богато.
Но пришла пора учится. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище, где когда-то учился их отец. Потом была Пермская духовная семинария. Позже Дмитрий Наркисович стал студентом медиком в Петербурге.Учиться было очень трудно, отец не мог посылать ему денег. Было холодно, голодно.Зарабатывал себе на хлеб, тем, что писал газетные статьи. В 1878 г. Возвращается на Урал. Он много исходил дорого по Уралу, узнал интересных людей, занимался археологическими раскопками.
В 1892 г. родилась дочь Елена – Аленушка. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал свои сочинять, стал их записывать, собирать. В 1897 г. «Аленушкины сказкивышли отдельным изданием. Это моя любимая книга – говорил писатель.
Паук: А теперь мы попросим вас ответить на наши вопросы.
Викторина
- Как звали храброго зайца, героя «Аленушкиных сказок» ? (Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост)
- Как звали Комара Комаровича? (Длинный Нос)
- Как звали мохнатого Мишу? (Короткий Хвост)
- Продолжи название сказки «Сказка про Воробья Воробевича, Ерша Ершовича и веселого…» ? (Трубочиста Яшу)
- Продолжи название сказки «Сказка про Воронушку – черную головушку и желтую ...» ? (Птичку Канарейку)
Мы благодарим вас за внимание и снова ждем вас в нашей литературной гостиной.
Литература
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка о том, как жила была последняя Муха».
- Е.Е. Зубарева «Детская литература» М, 1989.
- Государствееный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.Екатеринбург, 2000.