Цели урока:
- Закрепить основные знания, умения и навыки по темам «Углы» и «Треугольники».
- Доказать практически, что сумма углов любого треугольника равна 180°.
- Развивать у учащихся творческое мышление, а также формировать умение хорошо работать с инструментами.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Образовательная – закрепить полученные знания и научить применять их.
- Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Тип урока: изучение нового материала через практические задания.
Оборудование:
- классная доска, инструменты для построений;
- транспортир;
- перфокарты, цветные треугольники из бумаги;
- ПК и проектор;
- учебные пособия.
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока
1. Записать тему урока в тетрадь.
2. Фронтальный опрос.
- Какая фигура называется углом? (Ответ: углом называется геометрическая фигура, состоящая из двух лучей с общим началом и частью плоскости, ограниченной им.)
- Прочитайте записи: АВС; D; (аb)
- Сделайте чертеж по записи.
- Какие вы знаете виды углов? (Ответ: острый, тупой, прямой, развернутый.)
- В каких единицах измеряются углы и с помощью какого инструмента? (Ответ: в градусах, с помощью транспортира.)
- Какой угол называется острым, тупым, прямым, развернутым?
- Прочитайте записи:
АВС = 35°; D = 105°; (аb)= 90°; К = 180°
3. Постройте эти углы (одновременно работают 4 учащихся у доски, остальные в тетрадях).
4. Самостоятельная работа на перфокартах (взаимопроверка в парах).
5. Лабораторная работа.
- Постройте на плоскости три точки А, В, С, не лежащих на одной прямой
- Соедините эти точки последовательно.
- Какую геометрическую фигуру вы получили?
Опрос:
- Из каких элементов состоит треугольник? (Ответ: из трех точек, которые называются вершинами, из трех отрезков, которые называются сторонами.)
- Что образуют в треугольнике стороны? (Ответ: углы.)
- Сколько углов в треугольнике? (Ответ: три.)
(На слайдах все виды треугольники.)
- Какие виды треугольников вы знаете? (Ответ: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, разносторонний, равнобедренный.)
- Определите виды треугольников по чертежу (слайд).
- Как нам определить, что данный треугольник прямоугольный, остроугольный, тупоугольный? (Ответ: измерить его углы с помощью транспортира.)
6. Задание.
Постройте в тетради треугольник АВС любого вида, с помощью транспортира измерьте все его углы и запишите величины этих углов. Найдите сумму этих углов.
А + В + С = 45° + 60° + 75° = 180° (У всех учащихся получится 180°.)
Вывод. Сумма углов любого треугольника равна 180°.
В этом мы можем убедиться, если еще выполним одну практическую работу.
7. Практическое задание.
Заранее приготовлены из цветной бумаги все виды треугольников, которые раздаются учащимся.
Задание. На одной из сторон треугольника нужно взять точку, которая стала бы вершиной всех углов треугольника (см. рис. 1 и 2).
Пунктирная линия – линия сгиба
D = 180° - развернутый
N = 180° - развернутый
Учащиеся делают вывод. Сумма углов любого треугольника равна 180°.
Рефлексия урока (говорят учащиеся).
8. Итог урока:
Учитель делает вывод, что практически доказано, что сумма углов любого треугольника равна 180°. В 7 классе докажем это теоретически.
Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Построить любые три вида треугольников, с помощью транспортира найти сумму углов, сделать вывод.