Основание: развитие ума, воли, чувств.
Идея: самостоятельный выход на свойство равенств.
Цели:
- Установление закономерности.
- На основе закономерности формулирование правила.
- Формирование умения оценивать действия по критериям: правильность; осознанность.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: таблица a = b; a + c = b + c; a – c = b – c.
Этапы урока |
Цель этапа |
Содержание урока |
Способ взаимодействия |
1. Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. | Слово учителя. | Фронтальная работа. |
2. Подготовительная работа к
усвоению нового. Математический диктант. |
Выход на тему урока.
Самооценка. |
1. Запишите результаты устных
вычислений в строчку:
2. Проверка выполнения по ответам на доске: 60,5, 20, 300, 8,270, 30,100, 480, 3. 3. Оцените свою работу. - По какому критерию оценивали? (За правильность вычислений.) 4. Придумать задания к этим числам. (Найти числа, связанные между собой и записать с ними равенства.) 5. Проверка выполнения. - Прочитайте, какие равенства у вас получились. 480 / 60 = 8 300 – 30 =270 |
|
Обсуждение в парах. | |||
|
|||
3. Изучение нового. | -Увеличьте части равенства на одно и
то же число и найдите значения выражений. -Что заметили? (Значение равенства не изменилось.) -Уменьшите части равенства на одно и то же число. - Сделайте вывод. - Проверьте закономерность на равенстве: 936 / 9 = 14 - Что заметили? (Не получилось равенство.) - Почему не получилось верное равенство? (Потому, что неверно вычислили, должно быть 104, а не 14. Это была «ловушка».) |
||
4. Обобщение. | Сравнение своего понимания с другим «Я». | - Сделайте вывод по вашим наблюдениям. - Сравните свой вывод с правилом в учебнике (стр.71). - Назовите тему урока. (Свойства равенств.) |
|
5. Закрепление. | - Как записать это свойство в общем
виде? (а = в, то а + с = в + с и а – с = в – с) - Что обозначают буквы а, в, с? - Для чего нужно это свойство? (Чтобы осознанно решать.) - Что значит «осознанно»? - Проверим, как работает это свойство равенства в сложных выражениях. №167 стр.70. - Обсудите в парах, как, используя знаки действий, получить верные равенства. - Обе части каждого равенства сначала увеличь, а потом уменьши на одно и то же число. - Какую заметили закономерность? - Зачем выполняли это задание? (Чтобы понять закономерность.) - Можно ли сказать, что мы работали осознанно? - Значит, теперь мы можем оценивать себя по новому критерию-осознанности. |
Работа в парах. |
|
6. Итог урока. | Рефлексия. | - Все ли задания выполняли правильно? - Что должны делать, чтобы работать осознанно? (Знать правила, закономерности.) - Какую установили закономерность? |
|
7. Домашнее задание. | №168 стр.71.
Задание 3 выполнить по желанию. |