Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Разделы: География


Цель:

  • дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;
  • показать их влияние на погоду и климат.

Задачи:

  1. Вспомнить основные климатообразующие факторы.
  2. Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.
  3. Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.
  4. Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
  5. Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

Методы и формы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;
  • работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия:

  • Атмосферный фронт.
  • Циклон.
  • Антициклон.
  • Холодный и теплый атмосферные фронты.

Оборудование:

  • мультимедийный конспект – презентация;
  • интерактивная доска;
  • физическая и климатическая карта России;
  • выставка научной и художественной литературы по теме.

План урока.

  1. Постановка цели и задач.
  2. Повторение и проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы:
    • Атмосферные фронты.
    • Циклоны.
    • Антициклоны.
  4. Закрепление новой темы.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Мультимедийный конспект урока.

I. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Целеполагание.

  • Вспомни!
  • Узнай!
  • Научись!

II. Повторение и проверка изученного материала.

1) Вспомни!

  1. Что такое климат?
  2. Факторы формирования климата.
  3. Виды солнечной радиации.
  4. Виды и свойства воздушных масс.

2) Географический диктант:

1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...

а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;

г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...

а) тропических широтах северного полушария;

б) тропических широтах южного полушария;

в) экваториальных широтах.

3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...

а) январе;

б) марте;

в) июне;

г) сентябре.

4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах.

а) экваториальных;

б) тропических;

в) умеренных;

г) арктических.

5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...

а) пассаты;

б) западный перенос;

в) северо-восточные;

г) муссоны.

8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...

а) Евразии и Южной Америки;

б) Южной Америки и Африки;

в) Африки и Северной Америки;

г) Северной Америки и Евразии.

9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков.

а) северные;

б) южные;

в) западные;

г) восточные.

10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...

а) распределение тепла и влаги;

б) распределение влаги и систему господствующих ветров;

в) систему господствующих ветров и распределение тепла.

11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...

а) тепла;

б) влаги;

в) атмосферного давления.

12. Тропические воздушные массы характеризуются ...

а) высокими температурами и влагосодержанием;

б) высокими температурами и низким влагосодержанием;

в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;

г) низкими температурами и влагосодержанием.

III. Изучение нового материала.

Узнай!

  • Что такое атмосферные фронты.
    • Теплый атмосферный фронт.
    • Холодный атмосферный фронт.
    • Циклоны.
    • Антициклоны.

1) Атмосферные фронты - переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Воздушные массы - значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.

Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.

2) Циклоны и антициклоны - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.

3) Синоптические карты - основа для составления прогноза погоды.

- Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?

IV. Закрепление изученной темы.

Географический диктант.

  • Что такое атмосферный фронт ?
  • Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?
  • Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .
  • Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.
  • Что такое циклон?
  • Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?
  • Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
  3. Приносит пасмурную погоду.
  4. Устойчив и малоподвижен.
  5. Устанавливается над Восточной Сибирью.
  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
  7. Восходящие потоки воздуха в центре.
  8. Нисходящее движение воздуха в центре.
  9. Движение от центра к периферии.
  10. Движение против часовой стрелки к центру.
  11. Они бываю теплые и холодные.

V. Итог урока.

  • «У природы нет плохой погоды».

Творческие выводы учеников.

Домашнее задание: стр. 82-86.

Мультимедийный конспект урока.

Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.

Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.

Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).

Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.

Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.

1 слайд – сообщение темы урока.

2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.

3 слайд – целеполагание.

4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.

6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.

5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.

8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.

10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.

13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.

14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.

14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».

16 слайд - знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.

15 и 17 слайды – скрытые - озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.

18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.

19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.

20 слайд – определение циклонов и антициклонов.

21 слайд – характеристика циклонов.

22 слайд – описание территорий распространения циклонов.

23 слайд - основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.

24 слайд – характеристика антициклона.

25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.

26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.

27– 30 слайды – закрепление изученного материала.

27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.

28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.

29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.

31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.

Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.

Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.
  2. География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.
  3. География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.
  4. Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.
  5. Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.
  6. Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.