Внеклассное занятие для обучающихся начальной школы "Обереги"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать,
чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом,
как жили наши предки, во что верили,
не забыть о яркой и самобытной жизни наших предков,
чтобы не быть «Иванами не помнящими родства своего».

Сегодня в магазинах и на рынках все чаще можно увидеть обереги дома в виде домовят с веселыми лицами, леших на вениках. Прилавки завалены дешевыми и дорогими куклами для детских игр, но очень редко можно встретить предметы, которые в действительности являлись оберегами русского дома. Что же с ними случилось? Об оберегах мы знаем немало. Они занимают особое место в причудливой и интересной жизни наших предков. Время их бытования хронологически осталось в далеком прошлом и ушло вместе с традиционным укладом жизни. Но они не отжили свой век: они встраиваются в современные интерьеры квартир, способны многое сказать нам о нас самих, пробуждают нашу генетическую память и помогают нам осознать свою принадлежность к вековым традициям своего народа, заставляют задуматься о смысле жизни.

Наши предки свято верили в Бога. И главной в доме в красном углу всегда считалась икона. Человек всегда находится под покровительством Бога, а икона олицетворяла святые образы, к которым, по мнению, наших предков нужно было обращаться и в радости и в горе и которые являлись охраной для человека. (Фото 1)

С древнейших времен (еще до установления христианства на Руси) наши предки верили в различные амулеты, талисманы и обереги. Эта вера сохранилась и после принятия христианства, а некоторые люди и до сегодняшнего дня верят в магическую силу различных предметов.

К оберегам относится подкова над дверью, расшитые обереговыми знаками полотенца, веники, для изгнания нечистых сил из дома, куклы – закрутки. Куклы эти обязательно должны быть без лица. Считалось, что плохая энергетика глаз может навлечь несчастья на дом. (Фото 2)

Кукла – закрутка считалась в старые времена добрым домовым, который охранял дом. (Фото 3-4)

Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова. Эта часть куклы символизировала духовную сущность человека, и для её выделения старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, исключительно по суеверным соображениям. Согласно языческой культуре изображение лица «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души -необходимо закрывать, чтобы защищать внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест, свастику. (Фото 5-6)

Народная игрушка, в том числе и кукла, в далекие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши далекие предки верили в магическую силу фигурок. Ими старались отпугивать или отгонять злые силы и привлекать добрые. Кукол изготавливали из самых различных материалов: тряпок, дерева, глины, соломы, воска, теста. Широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали родители или дети. Первую куклу ещё не родившемуся ребёнку изготовляла мать, нашептывая добрые пожелания. (Фото 7)

Беременная женщина сама считалась оберегом. Поэтому всё, что она наговорит на куклу, сбудется у ребёнка. В связи с этим не использовались колющие и режущие предметы, что бы не навредить будущему ребёнку. Ткани и нитки обрывались. Мир традиционной народной куклы всегда был подчинен земледельческому календарю, смене времен года, семейным традициям. От рождения до смерти человек жил жизнью природы. Кукла была посредником между человеком, потусторонним миром и силами природы.

Кукла находилась в центре календарных и семейных обрядов, таких как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки и др.

Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и проводы в рекруты.

Куклы играли роль оберегов от порчи и сглаза. Они считались защитой детей, здоровья, достатка в доме и семье, были наделены энергией рода.

Когда ребенок научится делать 5 вещей: 1) знать Бога, 2) знать стыд, 3) знать отхожее место, 4) уметь что-то делать руками, 5) уметь быть благодарным, тогда его ставили на стол и мальчик получал свои первые порты ( штаны), а девочка ленту в косу.

«Каждому дается по вере его», - эти слова из Библии говорили люди в старину. Если кукла делалась с чистой душой, то она становилась оберегом ауры человека или дома.

Изготовление оберега требовало уединения, молитвенного состояния. Тайна обереговых знаков уходит своими корнями в далекое прошлое.

Женщина во все времена являлась хранительницей домашнего очага. Мужчина был призван охранять женщину своей силой, но его мужские обязанности не всегда позволяли ему подолгу находиться в доме. Он пахал землю, уходил на охоту, на рыбную ловлю. Охраной женщины выступали обереговые знаки и предметы.

Бусы. Почему их носили в 3 ряда? Число 3, как и число 7, считались сакральными (скрытыми), магическими. Первый ряд охранял шею женщины – наши предки считали, что это место входа и выхода души; второй ряд охранял грудь женщины – грудью она вскармливала ребенка, и третий ряд бус опускался на живот, где вынашивался ребенок, т.к. – это продолжение рода.

Кольца и браслеты. Круг – это линия без начала и конца. Это магический круг, который оберегал женщину от злых духов. Кольца и браслеты женщина одевала по праздникам, а ежедневно защитой была вышивка на рукавах рубахи, и по горловине вместо праздничных бус. (Рис. 1)

Рисунок 1

Оберегом являлся и женский головной убор. До замужества он не покрывал макушку головы, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки повязывали на лоб простые матерчатые тесемки. Взрослея, они носили девичий венец. Еще его называли «увяслом» - «повязкой», от «вести, вязать». Эту повязку расшивали как можно наряднее, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили увясла из парчи.

Типичной славянской разновидностью девичьей «красы» был венчик из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке. Мастера – кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму,, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. (Рис. 2)

Рисунок 2

С древнейших времен существовал промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Сохранившийся на русском Севере, он носил название плачея.

Девушка плакала, прощаясь со своим родом (семьей) и переходила в другой. У разных народов промежуточный головной убор носил разные названия. Например, коруна и почелок. (Рис. 3)

Рисунок 3

Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос и присутствовал у всех народов. Самым древним головным убором была кика. (Фото 8)

В древнерусском языке одним из значений этого слова было «волосы на голове». Отличительной приметой кики были рога, торчавшие вверх надо лбом. (Рис. 4)

Рисунок 4

Рога обладали огромной сберегающей силой, главным образом бычьи. Рога обозначали мужское начало, т.к. бык – тур был посвящен богу воинов Перуну, а, следовательно, должны были уберечь, защищая от опасностей, как реальных, так и волшебных.

Выйдя замуж, женщина помимо того, что укрывала волосы, она еще и заплетает две косы. Девушка носит одну косу, потому что она еще одна, а затем две, потому что их уже двое (пара: муж и жена).

Кроме головных уборов женщину охраняет её одежда. Каким же образом?

На Руси и мужчина, и женщина носили белую рубаху с красной вышивкой. Почему? Посмотрите, какие места оформлялись вышивкой на рубахе и почему?

Считалось, что душа, которая живет в теле, имеет выходы через голову (шею), руки и ноги. Поэтому и охранная вышивка была на горловине, рукавах и по подолу рубах. Когда русский мужик шел на смертный бой, он разрывал на груди рубаху с вышивкой, выпуская свою душу на свободу.

На женских рубахах вышивка более богатая. Считалось, что женщина – это слабое существо, и ее необходимо охранять. Поэтому, чем больше вышивки на рубахе, тем сильнее ее охрана.

Сверху на рубахи разных сословий и народов одевалась верхняя плечевая одежда. Бедные крестьяне носили юбки-поневы с разрезами на боках (Рис. 5),

Рисунок 5

а богатые крестьянки- однодворцы глухие юбки – андарак. (Рис. 6) Так же сверху на рубахе носили сарафан (Рис. 1), у южных казаков кубилек. (Рис. 7)

Рисунок 6 Рисунок 1 Рисунок 7

Мы с вами живем на Кольском севере и должны знать, кто такие местные жители поморы и саамы.

Саамы (лопари) – это местное население, которое всегда жило в северных краях, а поморы – это новгородские переселенцы, которые бежали от крепостного права и селились на берегу моря.

Саамские женщины очень богато украшали свою одежду и головные уборы речным жемчугом. (Фото 9) Это переняли у саамов и поморы.

Их одежда и головные уборы сохранили все свои черты, но стали еще более богато украшаться жемчугом, а впоследствии, когда жемчуга в северных реках стало мало, бисером. Перед вами костюм поморской женщины и головной убор. Он тяжелый от изобилия на нем бисера. (Фото 10).

Это праздничный костюм. Юбка – андарак украшалась вышивкой по подолу. Рубаха, украшенная вышивкой по низу рукава и горловине. А сверху на короткую рубаху и юбку одевалась коротея. (Фото 11)

Наиболее полную информацию обо всех славянских обычаях, предметах быта вы сможете прочитать в представленной литературе.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Эксмо - Пресс, 2001.-736с.
  2. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю.Словарь русского языка: Ок.80 000 слов и фразеологических выражений /Российская А.Н., Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. -М: Азъ, 1994. - 928 с.
  3. Семенова М. Мы-славяне! С-Пб.: Азбука - Терра, 1997.-560 с.
  4. Дайн Г.Л Игрушечных дел мастера: Кн. Для учащихся. -М.:Просвещение,1994.-288с.: ил.
  5. Традиционные промыслы и ремесла: Подписной альманах. -М.:Родникъ,1997.-№3.
  6. Соколова Ю.П. Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. С-Пб.: Издательский дом «Литера», 1998.-207 с.,ил.
  7. Грушко Е. А., Медведев Ю.М. Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо,2003. - 208 с, ил.
  8. Эстетика. Словарь.//Под ред. Беляева А.А. – М.: Политиздат,1989.
  9. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество// Под ред. Шпикаловой Т.Я., Пороговский Г.А. –М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 – 154 с.
  10. Бауэр В., Дюмотц., Головин С. Энциклопедия символов/Пер. с нем. Г. Гаева. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1998 – 512 с. – Серия «Академия».
  11. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост.В.Андреева и др. – М.: Локид; Миф. – 576 с.-(«AD MARGINEM»).
  12. Похлебкин В.В.Словарь международной символики и эмблематики. – 3-е изд.-М.: Международные отношения, 1995 – 560 с.
  13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. / Российская АН, Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп.-М: Азъ, 1974. - 1078 с.
  14. Комарова С. Катушкин М. Кукольные люди./ Культурологический очерк.- С.-Пб.: Абрис, 1999.- с.11.
  15. Котова А.С. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народные куклы.- С.-Пб.: Паритет, 2005.- 240 с., ил.