Цели урока:
- закрепить основные свойства умножения многозначных чисел, названия компонентов и результата действия при решении уравнений;
- познакомить учащихся с различными видами транспорта и их средними скоростями;
- научить решать составные задачи на движение с использованием схематических чертежей.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- повторение, закрепление и углубление знаний учащихся.
2. Развивающие:
- развитие логического мышления, воображения, самостоятельности.
3. Воспитательные:
- воспитание аккуратности при оформлении чертежей к задачам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- Математика. Учебник для 4 класса. М.И.Моро. 2004г;
- сигнальные карточки;
- тест;
- презентация к уроку (см. Приложение).
План урока.
- Организационный момент (2 мин).
- Проверка усвоения изученного материала. (8 мин).
- Сообщение темы и целей урока (2 мин).
- Работа над составной задачей по учебнику (5 мин).
- Физкультурная минутка. (2 мин).
- Блиц – турнир (3 мин).
- Составление задач с использованием чертежа. (9 мин).
- Проверка изученного материала. Тест. (7 минут).
- Итог урока. Домашнее задание. (2 мин).
Ход урока
1. Организационный момент.
- К нам на урок пришли гости, наши учителя. Поприветствуйте их кивком головы. Садитесь. Сегодня на уроке математики мы будем решать задачи, повторять изученный ранее материал.
- Как вы понимаете высказывание: «Математика – она ум в порядок приводит».
2. Устный счет.
Откройте тетради и запишите число. Начнем работу как всегда с математической разминки.
1. Решите уравнения, назвав компоненты и результат математического действия.
Х / 100 = 17 + 18 | Х + 200 = 850 – 250 | 940 – Х = 12 * 10 | ||
Х / 100 = 35 | Х + 200 = 600 | 940 – Х = 120 | ||
Х = 35 * 100 | Х = 600 – 200 | Х = 940 – 120 | ||
Х = 3500 | Х = 400 | Х = 820 | ||
Ответ: Х = 3500 | Ответ: Х = 400 | Ответ: Х = 820 |
(Учащиеся объясняют решение уравнения, дав полный ответ.)
- Какое из этих чисел наибольшее?
- Правильно! Это число 3500. Запишите его в тетрадь.
- Минутка чистописания.
- Дайте характеристику числу 3500 по плану.
Характеристика числа 3500.
План.
- Это … число;
- Состоит из … ;
- В нём всего … ;
- Соседи числа … ;
- Число … можно представить в виде суммы разрядных слагаемых … .
2. Сегодня мы с вами повторим основные свойства умножения. Назовите их? (переместительное свойство, сочетательное свойство, распределительное свойство)
Найдите результат числового выражения, применяя удобный способ решения.
- 25 * 5 * 4 = 500
- 48 * 7 + 48 * 3 = 480
- 2 * 813 * 50 = 81300
- 190 * 12 - 190 * 2 = 1900
- 68 * 25 + 68 * 75 = 6800
- 9600 * 2 * 0 = 0
- 26400 * 1 = 26400
- Какие основные свойства умножения вы использовали.
- Как удобнее сосчитать.
- Что нужно применить при решении этого числового выражения.
Ребята, вы обратили внимание, что возле ответов у нас появляется какое – то слово. Вы его можете прочитать? Чтобы его расшифровать, нужно расположить числа в порядке возрастания.
- Какое слово у нас получилось? (Решение.)
3. Повторение взаимосвязи между скоростью, временем, расстоянием.
- Какие величины характеризуют движение тела? (Скорость, время и расстояние.)
- Что такое скорость? Как её найти?
- Назовите формулу нахождения скорости.
- Что такое время? Как его найти?
- Какую формулу нужно знать, чтобы найти время?
- Что такое расстояние?
- Как найти расстояние, если известны скорость и время?
- Как записать эту формулу?
- Догадайтесь, с какой скоростью могут двигаться эти тела?
- Расположите скорости движения тел в порядке убывания.
- Прочитайте слово. (Задач.)
- Вы можете сформулировать тему нашего урока?
3. Тема нашего урока : «Решение составных задач на движение».
Составьте простые задачи, используя эти скорости по формулам:
S = v * t |
t = S : v |
v = S : t |
(Работа по рядам.)
4. Работа над составной задачей по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 94 № 473.
- Чтобы решить эту задачу, начертим таблицу.
- Что известно в задаче?
Скорость |
Время |
Расстояние |
|
Теплоход |
36 км/ч |
4 ч |
одинаковое |
Лодка |
? |
9 ч |
В задаче у нас говорится о теплоходе и моторной лодке, поэтому мы пишем теплоход и лодка. Выписываем в таблицу данные задачи.
- Что сказано в задаче о расстоянии? (Такое же.)
- В таблицу записываем слово «одинаковое».
- Используя данные, решаем.
1) 36 * 4 = 144 (км) – расстояние
2) 144 / 9 = 16 (км/ч) – скорость моторной лодки
Ответ: средняя скорость моторной лодки 16 км/ч.
5. Физкультурная минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем поморгаем
И решать мы, начинаем.
6. Блиц – турнир.
Работа с сигнальными веерами. Правильный ответ – зелёный цвет, неправильный – красный.
- Тройка лошадей пробежала 5 км. Это значит, что каждая лошадь пробежала 5000 метров.
- Чтобы найти скорость, нужно расстояние умножить на время.
- 1 час 40 минут – это 100 минут.
- 50 метров – это полкилометра.
- Быстроту движения определяет скорость.
7. Составление задач с использованием чертежа.
Подготовка к решению задач на встречное движение.
- Что происходит с расстоянием между телами, если они движутся навстречу друг другу?
- Составьте задачу, используя чертёж.
- Это какая задача?
- Какое время нам известно?
- Скорость тоже надо знать общую. Как её найти?
- Что такое скорость сближения?
- Как найти расстояние?
Составьте обратные задачи и запишите решение выражением, используя следующие чертежи.
8. Проверка изученного материала.
Тест.
1. Обведи кружком букву, которой обозначается:
а) скорость – s v m t p.
б) время – s v m t p.
в) расстояние – s v m t p.
2. Как можно узнать среднюю скорость, если известны время движения и пройденное расстояние?
а) Чтобы найти среднюю скорость, нужно время умножить на расстояние.
б) Чтобы найти среднюю скорость, нужно расстояние разделить на время.
в ) Чтобы найти среднюю скорость, нужно к расстоянию прибавить время.
3. Скорость пешехода 5 км/ч. Сколько времени он затратит, чтобы преодолеть расстояние в 15 км?
а) 15 / 5
б) 15 * 5
в) 15 – 5
4. Мотоцикл ехал 3 ч со скоростью 60 км/ч и 2 ч со скоростью70 км/ч. Какое расстояние он проехал за это время?
а) 60 / 3 + 40 / 2 = 40 (км)
б) 60 / 3 – 40 / 2 = 0 (км)
в) 60 * 3 + 40 * 2 = 260 (км)
9. Итог урока.
10. Рефлексия.