Цель урока:
- формировать умение составлять художественное описание;
- показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению;
- формировать умение выделять микротемы в описании;
- развивать умение составлять план и придерживаться его при составлении текста.
Оборудование:
- выставка детских работ;
- записи русской народной музыки;
- иллюстрации по теме урока;
- презентация (см. Приложение);
- дидактический материал.
Ход урока
Предварительная подготовка.
На уроке ИЗО после чтения русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» даю задание:
- представить Алёнушку и её внешний облик;
- подобрать слова, характеризующие девушку;
- нарисовать рисунки.
1. Организационный момент.
Оформлена выставка детских рисунков.
В.М. Васнецов говорил:
«Я всегда был убеждён, что… в сказке, былине сказывается весь цельный облик народа, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
- С какими мыслями художника вы полностью согласны?
2. Подготовка к восприятию картины.
- В сказке мы узнали, что происходит с Алёнушкой. А какой она вам представляется? ( Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная.)
- Давайте выберем из всех ваших рисунков только те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? (Когда её брат превратился в козлёнка, когда её утопила злая ведьма.)
- А как вы представляете себе облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда? (Она была грустной и печальной.)
3. Знакомство с творчеством художника.
- В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом – русский терем. В этом доме много лет жил русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и рисункам. В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья. Виктор Михайлович родился в уральской деревушке, затерявшейся среди непроходимых сказочных лесов. Здесь, наблюдая за жизнью простых крестьян, он почувствовал, что в нём проснулась любовь к народному искусству: «Я жил в селе, среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался на посиделках при свете и треске лучины…» Он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой». Учась в Академии, молодой художник много работал: надо было не только кормиться, но и помогать младшим братьям. С большим интересом создавал Виктор Михайлович иллюстрации для азбуки. В воображении художника встают сказочные, былинные образы, и единственная мечта Васнецова – выразить эти образы в живописи. Он создаёт такие картины как «Богатыри», «Иван царевич на сером волке», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковёр-самолёт». Однажды Виктор Михайлович рассказал младшему брату, что на Хотьковской дороге, по которой нищие шли на богомолье, он увидел странную девочку. Одиноко брела она, и была в её глазах страшная тоска. Образ этой девочки запал в сердце. У художника зародилась мысль об «Алёнушке»: героиня сказки ассоциировалась с образом этой девочки. Эта картина – один из самых трогательных образов русской живописи, волнующих душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе девушки.
4. Рассматривание картины.
- Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. Он напевал картину по мотивам сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представления художника?
- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Алёнушку, козлёночек прибежал к омуту, зовёт сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козлёночка.)
- Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов показывает нам как обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.
(Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка, дети рассматривают картину.)
- Послушайте, как автор картины отметил печаль девочки. (Текст на экране и на листке.)
Алёнушка – это одновременно и героиня народных сказок, обиженная злыми людьми, и простая крестьянская девушка, которая горько задумалась над своей трудной жизнью. Печаль Алёнушки подчёркнута сумрачным колоритом картины: тёмная вода озера, первые жёлтые листья, коричнево- зелёные ели, серые, холодные камни…
- Как вы понимаете словосочетание «сумрачный колорит». Подчеркните это предложение.
5. Беседа по картине.
- Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего?
- Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане? (Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)
- Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)
- В какой позе изобразил её художник? Почему? (Алёнушка положила голову на камень, ей грустно, она о чём-то печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.)
- Какое у неё настроение?
На экране появляются слова: одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная.
- Как вы думаете, почему грустит Алёнушка? (Она грустит о своём братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинёшенька.)
- А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что девочка - сиротиночка? Как отразил в картине своё отношение к ней? (Алёнушка бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо у неё хотя и печальное, но красивое и доброе).
- Давайте посмотрим на экран и прочитаем стихотворение.
Девочка в лесу.
«О чём ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!» -
«Я жду к себе русалочку,
Зову её, зову!Никто не откликается, -
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой».
- Есть ли общее в настроении стихотворения и картины? Запишите слова, словосочетания, которые говорят об этом.
- Опишите всё, что находится на картине на заднем плане, на ближнем плане. (Позади Алёнушки лес густой, тёмный, таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже тёмная, глубокая, в ней отражается тёмный лес).
- Как художник показал нам, что приближается осень? Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Осенняя природа – грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает нам понять состояние души девушки. Лес тёмный, и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)
- Для того чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приёмов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на тёмном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. Какой мы сделаем вывод? (Поза Алёнушки, выражение её лица, одежда, тёмный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – всё вместе создаёт печальное и грустное настроение.)
6. Работа по раскрытию замысла картины.
- Попробуйте сформулировать своё отношение к Алёнушке. (Нам очень нравится, но нам её жалко, её грусть передаётся и нам.)
- А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Живописи природу, он как бы передал нам своё грустное, печальное настроение. «Алёнушка» - его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.)
- Художник хотел донести до нас образ простой, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.
7. Выявление основных микротем картины.
На экране:
Лес | Дремучий, тёмный, таинственный, тревожный. |
Небо | Серое, осеннее, пасмурное, неласковое. |
Озеро | Глубокое, холодное, тёмное, печальное. |
8. Работа с деформированным текстом.
- Расположите части текста так, чтобы это соответствовало картине.
На экране:
Краски тоже передают настроение. Главные цвета здесь серые, зелёные, желтоватые. Всё сливается в тихую задумчивую сказку. |
Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности и горькой сиротской доле. |
Художник Васнецов назвал картину «Алёнушка». Нравилось ему русское имя Алёнушка. Напомнило оно грустную сказку про сестрицу Алёнушку и братца её Иванушку. |
Природа словно сочувствует Алёнушке. Молодые осинки, ёлочки, осока заботливо окружают девушку. Вокруг осенняя грусть и тишина. |
- Давайте перечитаем полученные части. Правильно ли мы их расположили?
9. Составление плана сочинения.
- Художник В.М. Васнецов и картина «Алёнушка».
- Девушка у омута.
- Природа сочувствует Алёнушке.
- Краски картины.
Слова для справок:
1 часть: напоминает, замечательный русский художник;
2 часть: неподвижно, поза, спутанные, выражение, порванное, свешиваются, сирота, сложены, горькая доля;
3 часть: настроение, мрачные, сочувствует, осока;
4 часть: сумрачный, колорит, желтоватые, напоминает.
- Подумайте, какие слова для справок войдут в ваш рассказ. Обратите внимание на то, как они пишутся. Запишите текст сочинения.
10. Итог урока.
Дети зачитывают свои сочинения.