Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся. С этой целью разработаны критерии для определения уровней сформированности вычислительных навыков в концентре «Десяток».
Уровни | Название уровня | Диагностический признак |
1 | Низкий | Учащийся может читать и записывать однозначные числа; допускает ошибки в сравнении чисел; путает смысл действий сложения и вычитания, знаки; не знает терминологию, связанную со сложением и вычитанием; самостоятельно не может выполнить действия сложения и вычитания, только с помощью наглядных пособий. |
2 | Средний | Учащийся может читать, записывать и сравнивать
однозначные числа; понимает смысл действий
сложения и вычитания; путает терминологию, связанную с действиями сложения и вычитания, самостоятельно выполняет действие сложения; затрудняется в выполнении действия вычитания, пользуется числовой прямой; затрудняется в применении на практике переместительного свойства сложения и взаимообратности действий сложения и вычитания. |
3 | Высокий | Учащийся может читать, записывать и сравнивать однозначные числа, используя знаки и термины; выполнять действия сложения и вычитания на основе знаний основного свойства натурального ряда чисел, на основе знаний о составе чисел, с помощью ряда чисел; сложение на основе переместительного свойства сложения; вычитание на основе знаний о соответствующих случаях сложения. |
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников и поддерживать интерес к предмету.
Используя разные способы организации деятельности детей, необходима дифференциация содержания учебных заданий. Учитывая уровни сформированности вычислительных навыков учащихся, была разработана система дифференцированных упражнений.
Переход от одного этапа к следующему осуществлялся только в том случае, если ребенок достаточно уверенно выполнял действия на предыдущем этапе. Планомерно – поэтапный характер данной системы способствует гибкому регулированию процесса обучения и четкому контролю за успешностью его протекания.
Упражнения, построенные на материале различной степени трудности, дали возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.