Истинный химик должен быть теоретиком и практиком
М.В. Ломоносов
Уже со времен глубокой древности люди были знакомы со многими биохимическими процессами, лежащими в основе различных производств: хлебопечения, сыроварения, виноделия, выделки кожи и т.д. Стремление повысить урожайность полей и использовать различные природные вещества для изготовления пищи, лекарств, красок, тканей, дубильных веществ, пряностей приводило к необходимости изучать растения и животных и влияние различных соединений на их рост и развитие.
Борьба с болезнями приводила к необходимости изучать процессы, происходящие в теле здорового и больного человека, влияние на организм различных целебных средств.
Биохимия, называемая также физиологической химией, изучает химический состав организмов и химические превращения, происходящие в процессе жизнедеятельности человека, животных, растений и микроорганизмов. Совокупность этих превращений составляет биологический обмен веществ, лежащий в основе той формы движения материи, которую мы называем жизнью.
Изучение органической химии в школьном курсе позволяет учащимся составить полную современную научную картину мира. В научную картину мира органическая химия вносит представление о веществах, составляющих организмы растений, животных и человека, об образовании этих веществ из неорганических. О тех изменениях, которые происходят с веществами в организмах и лежат в основе развития живой природы. Именно органическая химия дает возможность познать многообразие форм вещества в природе, усмотреть материальное единство органического и неорганического, понять, что в основе жизни лежат вполне материальные процессы, происходящие с атомами и молекулами. Несомненно, значение химии в жизни человека, в жизни общества сейчас все в большей степени раскрывается именно через органическую химию.
Органическая химия изучает широкий круг веществ, исчисляющийся миллионами. Поэтому у учителя возникает проблема: как правильно осуществить отбор материала? Усилия ученых сейчас сконцентрированы на изучении химических процессов, протекающих в живой клетке и составляющих основу её жизнедеятельности. В этой связи возрастает роль биохимических знаний современного человека.
Курс «Знакомство с биохимией» рассчитан на 34 часа и предназначен для изучения учащимися 10-11 класса. Программа включает теоретический материал, касающийся наиболее важных и значимых в жизни современного человека вопросов, а также предусматривает ведущую роль эксперимента при изучении химии.
Максимальное внимание уделено познавательно-развивающей функции эксперимента, поэтому приоритет отдан постановке проблемных и исследовательских опытов, таких, которые направлены на решение возникающих проблем в процессе приобретения новых знаний, что способствует прогностической функции обучения. Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в совершенствовании и контроле знаний и практических умений. Систематическое использование экспериментальных задач помогает совершенствовать знания и умения учащихся, развивать их мышление, так как им приходится постоянно прибегать к логическим приемам (сравнение, аналогия, обобщение и др.). Теоретическая и практическая часть данной программы позволяют более основательно рассмотреть вопросы физиологии человека, биологические функции некоторых веществ, заглянуть в мир живого на атомно-молекулярном уровне. На каждом занятии предполагается рассмотрение теоретических вопросов, а также проведение эксперимента. В зависимости от условий (наличие достаточного количества времени, материально-техническая база кабинета химии и т.д.) можно провести практические работы полностью (так, как их рекомендуют проводить авторы многочисленных пособий по биохимии) или упростить их. К работе мы прилагаем методические материалы для проведения занятий с учащимися:
- Дополнительный материал к занятиям 4-5 по теме «Липиды» (Приложение 2)
- Дополнительный материал к занятиям 9-10 по теме «Белки» (Приложение 3)
К программе прилагается примерный учебно-методический план (Приложение 1).
Цели программы
- Закрепить и систематизировать и расширить теоретические знания учащихся.
- Отработать умения и навыки работы в химической лаборатории.
Задачи программы
- Научить определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов.
- Создать условия для формирования умения на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента, анализировать результаты проводимых опытов.
Содержание курса
Занятие 1-2. Введение (2 часа).
Понятие о биохимии, значение и перспективы
развития. Современные методы исследования в
биохимии. Переработка углеводородов
микроорганизмами. Механизм биоокисления
углеводородов. Биосинтез метана.
Практическая работа 1. Определение химических
элементов в органических веществах (С, Н, N, S, Hal).
Занятие 3. Карбоновые кислоты (2 часа)
Нахождение кислот в живых организмах, их роль в
природе, медико-биологическое значение. Понятие
об окси- и кетокислотах, одноосновные,
двухосновные и трехосновные кислоты (молочная,
пировиноградная, лимонная, щавелевая и другие
кислоты).
Практическая работа 2. Исследование физических и
химических свойств некоторых кислот.
Практическая работа 3. Определение карбоновых
кислот методом бумажной хроматографии.
Занятие 4-5. Липиды (4 часа)
Липиды: простые (жиры, воски, стериды) и сложные
(фосфатиды). Медико-биологическое значение и
области применения жиров.
Практическая работа 4. Изучение свойств жиров и
жироподобных веществ: растворимость,
эмульгирование, акролеиновая проба,
качественная реакция на прогоркшие жиры.
Занятие 6-8. Углеводы (6 часов)
Общая характеристика и классификация
углеводов (моно-, олиго- и полисахариды). Основные
представители углеводов: глюкоза, фруктоза,
сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал и целлюлоза.
Превращение углеводов в живых организмах.
Химическая сущность биохимических превращений
углеводов (фотосинтеза, дыхания, различные виды
брожения).
Практическая работа 5. Цветные реакции углеводов:
проба на глюкозу, качественные реакции на
фруктозу, сахарозу, лактозу.
Практическая работа 6. Определение углеводов в
пищевых продуктах (опыты с молоком, медом,
бананами, виноградом, яблоками, картофелем и др.).
Занятие 9-12. Белки (8 часов)
Состав белков. Уровни организации белковой
молекулы. Физические, химические и биологические
свойства белков. Классификация белков (простые
(глобулярные, фибриллярные) и содержащие
небелковые группы). Понятие о простетических
группах. Использование УФ-спектроскопии и метода
анализа концевых групп для изучения первичной
структуры белка. Работы Ф. Сэнджера по
определению структуры инсулина. Важнейшие
представители белков. Пептидная теория
биосинтеза белков. Обмен белков в организме.
Значение синтетических белков.
Практическая работа 7. Денатурация белков под
действием фенола, формалина, кислот, нагревания.
Растворимость белков. Коагуляция желатина
спиртом.
Практическая работа 8. Модели белковых молекул
(Изготовление и демонстрация).
Практическая работа 9. Цветные реакции на белки.
Практическая работа 10. Обнаружение белка в
пищевых продуктах (молоке, яйце, мясном бульоне,
водной вытяжке из картофеля, муки и т.д.).
Занятие 13. Витамины (2 часа)
Общая характеристика и классификация
витаминов. История открытия и использования
витаминов. Краткая характеристика витаминов А, В,
С, Д, Е, РР и других. Применение витаминов в
медицине и с/х.
Практическая работа 11. Обнаружение витаминов в
аптечных препаратах и в продуктах питания.
Занятие 14. Гетероциклические соединения (2 часа)
Состав и строение некоторых гетероциклов.
Пиррол, пиридин, пиримидин, пурин и их
производные. Биологическая роль некоторых
гетероциклических соединений (ДНК, РНК,
алкалоиды, витамины, др.). РНК и ДНК, их
местонахождение в живой клетке и их
биологические функции. Роль нуклеиновых кислот в
биосинтезе белка. Понятие о транскрипции и
трансляции. Вредное воздействие на организм
никотина. Проблема наркотиков.
Практическая работа 12. Опыты с хлорофиллом.
Практическая работа 13. Опыты, иллюстрирующие
вредное влияние никотина на живые организмы.
Практическая работа 14. Демонстрация модели ДНК,
работа с таблицами и схемами.
Занятие 15. Ферменты (2 часа)
Основные классы ферментов. Механизм действия
ферментов. Применение ферментов в медицине и
хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа 15. Гидролиз крахмала
птиалином слюны.
Практическая работа 16. Влияние температуры на
активность ферментов. Разложение перекиси
водорода ферментами картофеля.
Практическая работа 17. Ингибирующее действие
хлорид-ионов на дегидрогеназный комплекс
картофеля.
Занятие 16. Биологические функции некоторых веществ (2 часа).
Кислород и озон, их биологическая роль. Участие
кислорода в обмене веществ, вредное влияние
избытка кислорода (участие в окислительных
реакциях, накопление пероксидов в организме и
т.д.). Биологическая роль галогенов (потребность
организма в иоде), соединений серы, азота, ионов
металлов. Вода, её биологическая роль.
Практическая работа 18. Качественные реакции на
ионы SO42-, Hal1-, Ca2+, Mg2+
и др.
Практическая работа 19. Определение серы в
органических веществах.
Занятие 17. Роль биохимических знаний в жизни общества (2 часа).
Биохимические процессы при хлебопечении, пивоварении, квашении и т.д. Конструирование микроорганизмов (искусственный белок, синтез интерферона). Биотехнология в борьбе с голодом и дефицитом энергии и сырья. Перспективы развития биотехнологии.
Примерная тематика рефератов
- Витамины – спутники здоровья и работоспособности.
- Витаминные растения.
- Тайны продуктов пчеловодства.
- Биотехнология в борьбе с голодом.
- Биотехнология в борьбе с дефицитом энергии и сырья.
- Биотехнология – помощник экспертов и криминалистов.
- Биотехнология создаёт новые лекарства.
- Проблема синтетической пищи.
- Почему курить вредно? Взгляд на проблему с точки зрения химика.
- Наркомания – враг человечества.
- Алкалоиды – друзья и враги.
Литература для учащихся
- Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: илл.
- Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. Шк. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998-2004. – 240 с., ил.
- Энциклопедический словарь юного химика /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с., ил.
Литература для учителя
- Астахова В.Г. Волшебные травы Гекаты. – М.: Издательский Дом «Прибой», 1998. – 416 с. (Серия «Неведомое, необъяснимое, невероятное». Сост. Н. Непомнящий. Худ. В. Бочков).
- Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.: ил.
- Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с., ил. – (Б-ка учителя химии).
- Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956 г.
- Кретович В.Л. Биохимия растений: Учебник для биол. Факультетов ун-тов.– М.: Высш. школа, 1980. – 445 с., ил.
- Кружки по химии в школе. Из опыта работы учителей. М.: «Просвещение», 1978.
- Лабораторные работы по органической и биологической химии для студентов естественно-географического факультета педагогических вузов. /Составители Симсон Т.Ф., Власова Г.А./ – Белгород, 1990.
- Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике: Пер. с венг. – М.: Мир, 1990. – 302 с., ил.
- Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Мир, 1984. – 216 с., ил.
- Реннеберг Р. Эликсиры жизни: Новейшие результаты в области исследования ферментов: Пер. с нем. – М.: мир, 1987. – 152 с., ил.
- Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики: Пер. с нем. – М.: Мир, 1991. – 112 с., ил.
- Руководство к лабораторным занятиям по органической химии: Пособие для Вузов /Н.Н. Артемьева, В.Л. Белобородов, С.Э. Зурабян и др.; под ред. Н.А. Тюкавкиной – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с.: ил. – (Высшее образование: Современный учебник).
- Синяков А.Ф. Стимуляторы жизни. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 190 [2] с., ил.
- Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М.: Медицина, 1985. – 480 с., ил.
- Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителей. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. – 295 с.