Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках школы полного дня

Разделы: Начальная школа


Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность учёного, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающее новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному – проводить собственные исследования: наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

Опираясь на теоретические установки и практические находки специалистов в области исследовательского обучения, известный американский педагог Уильям Киллпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения – метод проектов. Суть её в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую- либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Работа по методу проектов превращает школу в консультирующий, планирующий, руководящий работой учащихся центр. Разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счёта, познают окружающую их природу через собственный поиск. Зерно проектно – исследовательского обучения и развития закладывается в дошкольном возрасте, например в детском саду или в негосударственных образовательных учреждениях, Это как фундамент, основа нового дома. Затем продолжает своё развитие в личностно-ориентированных программах начальной школы, где главной идеей обучения является сохранение индивидуальности каждого ребёнка (особенностей, интересов, склонностей, способностей). Творческое развитие дети получают в группе продлённого дня. А в центре дополнительного образования детей «Хоста» города Сочи дети составляют и пишут проекты, где получают такие умения, как: самостоятельно выбирать тему, вести наблюдения, проводить эксперименты, анализировать свою деятельность, представлять работу.

Начало проектной деятельности школьника закладывается в учебной работе, на уроках в первой половине дня и продолжается в творческих объединениях (кружках). Приведу пример группового проекта «Разведка осенних примет». На основе полученных знаний на уроках «Окружающий мир» (2 класс), по теме «Осенние изменения в природе», на уроках русского языка ученики пишут сочинение-описание, сочинение- рассуждение, составляют письма-обращения. На уроке по предмету «Литературное чтение» наизусть читают стихи об осени известных поэтов, рисуют устные картины осени по известным полотнам русских художников. Во второй половине дня на кружке «Юный исследователь» делают собственные зарисовки «Осень в лесу», «Осень в парке», «Осень в селе», «Осень в городе». Подбирают и рассказывают народные приметы осени. На исследовательских прогулках наблюдают и находят признаки осени. Затем фиксируют свои знания в маршрутных листах. Разрабатывают свои мини-проекты на экологические темы. Делятся полученным опытом с ребятами из других классов. Так начиная с коллективных проектов ученики составляют собственные индивидуальные или парные проекты такие как «Берегите природу», проект ученицы 2 класса Бобраковой Алины, проект «От семени до семени» ученицы 2 класса Дроновой Екатерины, проект «Изготовление стола – подставки для бабушкиного цветка» ученика 3 класса Павлюченко Петра, проект ученицы 4 класса, Дроновой Кати «Готовимся к олимпиаде – украшаем город», проект ученика 4 класса Специального Дениса «Переписка с другом из Германии».

Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Свободное исследование – это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижения определённого заранее результата, в виде решения какой-либо практической задачи.

Проблемное исследование, предполагает решение какой-то практической, ясно поставленной в самом начале проблемы.

Проект, а следовательно, и проектирование, всегда направлены на решение практической задачи. Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
  • Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Метод проектов предполагает составление более чёткого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом.

Основные этапы проектирования:

  • Целеполагание – педагог помогает ребёнку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на более или менее продолжительный отрезок времени, или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта.
  • Разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать к кому придётся обратиться за помощью, советом. Какие книги предстоит прочитать. Какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.
  • Выполнение проекта – конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.
  • Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов, возможно более узких, конкретизирующих реализованный проект или, напротив, расширяющих его, более углублённых и сложных.

Методические рекомендации.

  • При выборе темы проекта давать детям время на обдумывание, не подгоняя их.
  • Обдумывая цель работы, поставить гипотезу (проблему), которая может возникнуть в ходе исследования, подумать над актуальностью, полезностью темы для сегодняшнего дня.
  • Изучив теоретическую часть проекта, обязательно доказать практически ( провести эксперимент, опыт, исследование).
  • Подводя итоги, проанализировать полученные результаты ( можно схемой, диаграммой, таблицей) сделать сравнительный анализ, выявить полезность выполненной работы.

Приложение 1

Презентация