Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


<Приложение. Слайд 1>

Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девчонки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что же происходит сейчас? Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, воришек, хулиганов, лжецов… Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению преступлений?

<Приложение. Слайды 2-9>

Эти удручающие цифры – свидетельство изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно того не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей (термином «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг подростков с теми или иными отклонениями в поведении). Более 2/3 подростков (по России), совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между её членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей является одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжёлое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребёнку. Существуют так же семьи с не явно выраженным эмоциональным отторжением ребёнка. Имеется ряд причин, обусловливающих чёрствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребёнку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестаёт любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим её. Некоторые отцы и матери не испытывают тёплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребёнок «приличных» родителей.

Современная семья претерпела существенные изменения. В количественном отношении она уменьшилась, изменилась функциональная роль и нагрузка её членов. Между тем правильное распределение обязанностей в семье, привлечение к участию в семейных заботах старших детей в значительной степени способствует сохранению здоровья её членов.
Основным травмирующим фактором в семье является неправильное построение взаимоотношений её членов. Один из вариантов – деспотизм отца, отстаивающего порядки «домостроя».

Второй вариант – ссоры из-за воспитания детей; третий – несходство характеров.

В семье личность ребёнка менее защищена, в то время как значение эмоциональных отношений обычно весьма велико.

Вот почему большинство невротических, аффективных расстройств имеет своим происхождением семейный конфликт. Чаще всего это семья с наличием алкоголизма, паталогических черт характера, которые дают нам учеников с астено-невротическими расстройствами, неуверенными в себе, внутренне конфликтными, эгоцентрическими, негибкими и тревожными.

Конфликтные взаимоотношения между родителями, пьянство родителей, неправильное воспитание и отношение к детям могут приводить к отклоняющимся формам поведения и способствовать развитию паталогических черт характера, замедленной способности к обучению; родители и учителя должны знать об отклонениях в характере детей; о факторах риска развития пограничных  форм паталогии нервной системы.

Мы с вами порой не располагаем достаточными знаниями, позволяющими выработать эффективную систему профилактических и психокоррекционных мероприятий. Родители недостаточно серьёзно оценивают опасность эпизодических алкоголизаций и приёмов наркотиков у своих детей, иногда скрывают эти факты. Бывает, что родители дают неверные сведения, что приводит к затруднению раннего выявления детей группы риска, детей, нуждающихся в особом внимании со стороны взрослых, в серьёзной психологической поддержке.

Если проанализировать неправильное поведение подростков, то серьёзные срывы адаптации возникали у них уже в младшем школьном возрасте. Происходила неудача в учебной деятельности, в результате этого страдала самооценка, самоуважение ребят, они отделялись и выпадали из школьного коллектива, миновала их и домашняя воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса – они легко и без особых раздумий выбирали личную компанию.

На психологическое состояние ребёнка накладывают отпечаток и такие факторы, как педагогическая запущенность, недостаточный уход и внимание к нему, отрыв от коллектива, а так же чрезмерное заласкивание, баловство.

Например, у ребёнка и истерическими чертами характера – капризностью, эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью, упрямством – баловство и потворство родителей могут способствовать закреплению и дальнейшему развитию этих черт характера.

В свою очередь, подавление самостоятельности, насмешки над ребёнком, приводят к застенчивости, мнительности, неуверенности в себе.

Что же надо? Что требуется от родителей по отношению к ребёнку?  Разумная твёрдость, игнорирование истерик, строгий режим дня, поощрение положительных поступков способствуют ослаблению и исчезновению этих черт характера.

Опыт свидетельствует, что большинство лиц, злоупотребляющих алкоголем, впервые знакомятся с ним в подростковом, а нередко и в детском возрасте. Чем раньше у подростка возникает алкоголизация, тем грубее нарушения психики.

Алкоголизм родителей имеет не только психотравмирующий, но и биологический фактор.

Основными причинами употребления наркотиков (даже эпизодического) можно назвать следующее: подверженность внушению, стремление к самоутверждению, протест против традиций и привычных установок, подражание сверстникам и взрослым, желание выделиться из среды сверстников, проявить себя взрослым, неблагоприятный социальный климат в семье, безнадзорность, алкоголизация, приём наркотиков родителями.

Можно выделить несколько типов трудных подростков.

Первая группа. Её характеризует устойчивый комплекс антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие, как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать и подчиняться.

Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения проступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.

Четвёртую группу составляют подростки, для которых характерно безволие, лёгкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.

В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям.

Часто у значительной части детей правонарушения являются следствием притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Прежде всего, речь идёт об обретении прав в сфере общения с взрослыми и тем, что составляет собственно детскую жизнь: быть защищённым перед взрослыми, не зависеть от них, иметь право спорить, осуждать взрослых, право на решение вопросов, касающихся детей. Противоречие между ранними пробуждениями чувства собственного достоинства юного человека и противостоящим ему косным, консервативным педагогическим мышлением взрослых – одна из наиболее явных причин напряжённости в подростковой среде. Ситуация усугубляется ещё и низким уровнем демократической и правовой культуры ребят, а также отсутствием механизма психологического и правового разрешения их конфликтов с взрослыми. Необходим правовой всеобуч молодёжи, связанный, может быть, даже не столько с будущей, сколько с настоящей гражданской позицией юного человека, его участием в политической жизни общества. Родители многое могут сделать в убеждении подростков в преимуществе демократических органов и порядков и «идеологии прав человека». Подросток должен мыслить широкими моральными понятиями. Глубокая заинтересованность в судьбе других людей – суть отрочества. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. В общении с подростками мы должны стремиться к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Очень важно, чтобы сферой утверждения и выражения чистых, высоких моральных чувств была богатая, благородная эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным, общественно-политическим явлениям. Такое отношение можно формировать в процессе бесед с подростками в семье, во время совместных попыток с ними разобраться в происходящих событиях. Ведь корни аморальных явлений в среде подростков питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств. Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвящённых правовым вопросам, необходимо формировать чувство долга и ответственности. Внушать мысли о том, что человек, который не знает границ своим желаниям и не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел»… – этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.

Таким образом, семейное воспитание – фундамент личности, оно является важнейшим фактором охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

<Приложение. Слайды 10-20>

Общие рекомендации всем родителям, стремящимся к гармонии и взаимопониманию в отношениях со своими детьми

  • Помните, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  • Старайтесь не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его собственные успехи и достижения.
  • Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • При первых неудачах оставайтесь спокойными и не нервируйте ребёнка. Постарайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нём, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё над ним превосходство в знаниях.
  • Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  • Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.
  • Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не навреди»!