Формирование коллектива в 1-м классе через игровую деятельность

Разделы: Классное руководство


Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

Детский коллектив может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов.

Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог–класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за формирование коллектива и качество психологического климата.

Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, так как в игры играют с раннего детства, и самым сложным.

Для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности. Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.

Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и  товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. По объему и существенности происходящих в детях изменений он сравним, пожалуй, лишь с ранним возрастом. «Особость» этого этапа в том, что здесь в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место окружающих людей.

Главное назначение школы в современных условиях – помочь детям стать человечными, а для этого нужно создать условия в каждом классе, начиная с прихода ребенка в школу. Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни. Отличительной особенностью детского коллектива – направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции.

Главное назначение школы в современных условиях – помочь детям стать человечными, а для этого нужно создать условия в каждом классе, начиная с прихода ребенка в школу. Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни. Одним из ведущих видов деятельности первоклассников продолжает оставаться игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности во время адаптации в школе.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Основным положением является учет важности игровых повторов для ребенка. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация способствует лучшему усвоению.

Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще просят взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Нами была разработана программа внеурочных тренинговых занятий, способствующая формированию коллектива младших школьников.

Цель программы: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является учитель.

Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.

I. Разминка

Цели:

  • Создание положительного настроя в группе.
  • Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
  • Тактильное соприкосновение друг с другом.
  • Развитие положительной самооценки.

Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

II. Основная часть

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

III. Заключение

Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Прощание детей носит ритуальный характер.

Условия проведения.

Дети на первом занятии при помощи игр делятся на две подгруппы. Если в группе 20 человек, то в подгруппе – 10.

Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности.

В группе принимается правило «Когда говорит один – остальные его слушают и понимают».

Взрослому нужно давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения. Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка.

В начале и в конце тренинговых занятий проводится социометрия участников группы.

Предлагаемая программа рассчитана на 18 занятий, по 2 занятия в неделю.

Учебно-тематический план

№ п/п Сожержание Количество занятий
теория практика
1 Социометрия   1
2 Правила поведения группы 1  
3 Установление контакта   1
4 Чувственное восприятие себя   1
5 Распознание и регуляция своего состояния   1
6 Внимание к партнеру   1
7 Повышение самоуважения   1
8 Доверие к другому человеку   1
9 Сплочение детей в группе   1
10 Умение читать настроение другого   1
11 Навыки взаимодействия   1
12 Разные настроения   1
13 Умение успокоить другого   1
14 Конфликты в контакте, или решение проблем конфликтов 1  
15 Самоуправление (регуляция)   1
16 Умение вступить в контакт   1
17 Групповое взаимодействие   1
18 Социометрия   1
  Итого: 2 16
  Всего: 18 занятий

Подробное изложение программы см. Приложение 1.

Социометрия. «Два домика»

Стимульный материал

На листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что по больше, – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция

Ведущий. Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся.

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Анализ результатов

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети, либо дети конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Участвуя в коллективном взаимодействии, ребенок приобретает опыт выбора более верного, подходящего вхождения в жизнь общества. В коллективе происходит взаимопсихокоррекция, а это мощное средство для предупреждения, преодоления и компенсации негативных влияний микросреды на младших школьников. Дети, объединенные в деятельный коллектив, развиваются гораздо быстрее, приобретают самостоятельность, приобщаются к культуре поведения, познают и признают законы общества, становятся личностью со своим мнением и чувством уважения мнения других, приобретают навыки управления собой. Все эти качества помогают растущему человеку противостоять отрицательным явлениям нашего общества, вовремя видеть и распознавать негативизм в отношениях между людьми.

Эффективность формирования коллектива младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов как треннинговые занятия с использованием игровой деятельности. Эти занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество первоклассников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. Безусловно, чувство коллективизма и чувство принадлежности к группе или какой-либо социальной общности будет в дальнейшем способствовать развития высоких личностных и гражданских качеств учащихся.

Таким образом, создание коллектива у младших школьников является одним из важнейших условий преодоления и компенсации негативных влияний микросреды, а также формирования и развития личности на данном возрастном этапе.