Урок математики. 4-й класс. "Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулем"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулем.

Цели:

  • Повторить прием умножения многозначных чисел оканчивающихся нулем, формировать умение анализировать арифметические задачи, и решать их.
  • Развивать познавательную активность, развивать умение работать по заданному алгоритму и сообща, совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза и сопоставления.
  • Воспитывать прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения, умение выслушивать мнение товарища в группе.

Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя:

  • мультимедийная установка;
  • экран;
  • персональный компьютер;
  • магнитофон;
  • диск с записью музыки;
  • тетради по математике;
  • раздаточный материал на каждую группу.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята!
– Урок математики.
– У вас на столах лежат цветные карточки.
– Возьмите себе любую карточку и пересядьте за тот стол, который соответствует данному цвету.

Умные люди повсюду нужны
Мы им сегодня помочь должны,
Станем учеными лишь на момент.
И проведем свой эксперимент,
Сделаем выводы и их докажем,
Свои наблюдения всем мы расскажем…..
А чтобы быстро нам считать,
Задачи без труда решать,
Всем надо ум тренировать:
В математике любая работа
не обходиться без устного счета.

2. Устный счет

– А сейчас давайте посчитаем. Перед вами примеры, решив их, вы прочитаете в этой ромашке зашифрованное слово.

400 * 10
20 * 10
64 * 100
360 * 10
250 * 10
720 * 100
30 * 100
100 * 50

– Какое слово у нас получилось? (ЭКОЛОГИЯ)
– Что такое экология? (Наука, которая изучает взаимодействие растений, животных и человека между собой и с окружающей средой)
– Это слово было зашифровано не случайно. Сегодня все задания будут связаны с проблемами экологии.

– Перед вами ряд чисел.

– А вы знаете, что на семью из трех человек требуется в сутки 120 кг чистого воздуха. Сколько же потребуется воздуха на 10 таких семей?
– А как вы узнали? (120 : 3  *  10) = 400 кг.
– Но если вы заметили, то наука экология тесно связана с математикой, ведь всем нужны числовые расчеты.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока?
– Как правильно умножать многозначные числа оканчивающиеся нулями? (Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, А затем приписать столько нулей, сколько в обоих множествах)
– Я предлагаю немного размяться, и поучаствовать в блиц-турнире.
– У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цвета. С помощью этих карточек нужно дать ответ:
Да – зеленой карточкой,
Нет – красной карточкой.
– Верно ли, что полезно вдыхать загрязненный воздух? Почему?
– Верно ли, что семью восемь 54? А сколько? (56)
– Верно ли, что скорость это быстрота движения? (Да)
– Верно ли, что половина км равна 50 метрам? (Нет) – Почему?
– Верно ли, чтобы найти время нужно расстояние умножить на скорость? (Нет)
– Верно ли, что скорость измеряется в метрах? (Нет) – А в чем?
– Тройка лошадей пробежала 3 км. Верно ли, что каждая лошадь пробежала 3000 метров?
– Верно ли, что путь равен произведению скорости и времени? (Да)
– Молодцы!
– Раз математика так необходима, давайте вспомним таблицу умножения: внимательно посмотрите и скажите, сколько табличных произведений в каждом ряду?

3. Физкультурная минутка

– Я вам предлагаю собрать головоломку ТАНГРАМ:

Это пауза не шутка!
Пауза – физкультминутка.
Встали ровно, потянулись,
Соседу мило улыбнулись,
Разбежались по местам
И собрали все ТАНГРАМ!
Отдыхаем мы с умом
«Танграмчик» быстро соберем.

– Кто расскажет, как выполнить пример, в котором несколько разных действий?
– Перед вами примеры, которые необходимо решить.
– Из ответов этих примеров у нас получилась задача.

4. Работа над задачей

– Ребята, а вы слышали когда-нибудь о парниковом эффекте? Кто знает, что это такое? (Парниковый эффект – это нарушение теплового баланса на Земле)
– Каждые 10 лет парниковый эффект приводит к повышению температуры на Земле в целом на 5 градусов. На сколько градусов повысится температура к 2038 году?
– Что известно в задаче?
– На сколько градусов повышается температура на Земле?
– За какой промежуток времени она повышается на 5 градусов?
– Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
– Как узнать, сколько лет пройдет до 2038 года?
– Сколько это десятилетий?
– Зная, промежуток времени, можем ответить на главный вопрос задачи?

1. 2038 – 2008 = 30 лет промежуток
2. 30 : 10 = 3 сколько десятков
3. 3 * 5 = 15 градусов.

Ответ: к 2038 году температура на Земле повысится на 15 градусов.

Первая группа решает задачу по действиям.
Вторая группа решает по вопросам.
Третья группа решает выражением.

Проверка по группам у доски с комментированием.

5. Закрепление знаний

– Я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу, в которой нужно еще раз вспомнить прием умножения многозначных чисел оканчивающихся нулем, а опорой вам будет алгоритм. Вот такой алгоритм есть у каждого из вас. Я предлагаю его прочесть и приступить к работе. Если в процессе решения у вас возникнут затруднения, не забывайте про «камушек в ботинке». (Дети, у которых возникают трудности при выполнении заданий, могут попросить помощи у учителя словами «камушек в ботинке»)

Алгоритм самостоятельной работы (Приложение 1)

1. Возьмите любую карточку.
2. Подготовьте первое задание.
3. Выполни второе задание: проверь себя – сможешь ли ты рассказать товарищу?
4. Найди партнера за своим столом с карточкой другого цвета.
5. Объясни партнеру первое задание.
6. Ответь на вопросы и задай свои, твоя цель – научить партнера.
7. Выслушай партнера по первому заданию и оцени его при помощи цвета.
8. Поменяйтесь карточками и проверьте практическую часть задания.
9. Результат сверьте с консультационным листком.
10. Оцените работу при помощи цвета.
11. Сдайте работы учителю.

– Спасибо за работу!

6. Итог урока

– Чем занимались сегодня на уроке?
– Что отрабатывали?
– Кто из ребят в группе был активнее всех?

– Кроме занятия по математике, мы с вами говорили о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у нее. Только в содружестве с природой, мы можем быть счастливы. Подводя итог, мне бы хотелось, чтобы вы еще раз вспомнили, как взаимосвязаны между собой: время, скорость и расстояние?

По 30 км в час
Шел теплоход по Волге.
На праздник плыли мы как раз.
Путь оказался долгим.
Светило солнышко с небес,
Нас целовали ветры,
Мелькали рощи –
Хвойный лес –
Все 300 километров.
Ответ должны вы мне найти
А сколько времени в пути
Пробыли мы все с вами? (10 часов)

На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая вокруг красота!
Весь путь прошагали мы за 3 часа.
Двенадцать всего километров прошли
С какой скоростью ребятки шли? (4 км/час)

Красная Шапочка к бабушке шла.
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстояние прошла незаметно
В час проходила по 2 километра.
За 3 часа до старушки дошла
Сколько она километров прошла? (6 км)

– Молодцы! На следующем уроке мы с вами продолжим решать задачи на движение.

7. Рефлексия

– На заключительном этапе нашего урока, я предлагаю вам оценить себя и урок.

Ну и как же вам урок.
Он понравился?
Он впрок?
Вы за партой не сидите
Быстро к облачку бегите.
Да иль нет?
Дай ответ!

– Я вижу, вам понравился урок.
– Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

8. Домашнее задание

Давайте, поспешим, друзья,
Записать задания,
А дома……..
Приложить прошу
Максимум старания.
____________________________________

Подошёл к концу урок,
прозвенит сейчас звонок,
вам девчонки и мальчишки –
всем спасибо за урок!!!

Приложение 2