Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулем.
Цели:
- Повторить прием умножения многозначных чисел оканчивающихся нулем, формировать умение анализировать арифметические задачи, и решать их.
- Развивать познавательную активность, развивать умение работать по заданному алгоритму и сообща, совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза и сопоставления.
- Воспитывать прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения, умение выслушивать мнение товарища в группе.
Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя:
- мультимедийная установка;
- экран;
- персональный компьютер;
- магнитофон;
- диск с записью музыки;
- тетради по математике;
- раздаточный материал на каждую группу.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте ребята!
– Урок математики.
– У вас на столах лежат цветные карточки.
– Возьмите себе любую карточку и пересядьте за
тот стол, который соответствует данному цвету.
Умные люди повсюду нужны
Мы им сегодня помочь должны,
Станем учеными лишь на момент.
И проведем свой эксперимент,
Сделаем выводы и их докажем,
Свои наблюдения всем мы расскажем…..
А чтобы быстро нам считать,
Задачи без труда решать,
Всем надо ум тренировать:
В математике любая работа
не обходиться без устного счета.
2. Устный счет
– А сейчас давайте посчитаем. Перед вами примеры, решив их, вы прочитаете в этой ромашке зашифрованное слово.
400 * 10 20 * 10 |
64 * 100 360 * 10 |
250 * 10 720 * 100 |
30 * 100 100 * 50 |
– Какое слово у нас получилось? (ЭКОЛОГИЯ)
– Что такое экология? (Наука, которая изучает
взаимодействие растений, животных и человека
между собой и с окружающей средой)
– Это слово было зашифровано не случайно.
Сегодня все задания будут связаны с проблемами
экологии.
– Перед вами ряд чисел.
– А вы знаете, что на семью из трех человек
требуется в сутки 120 кг чистого воздуха. Сколько
же потребуется воздуха на 10 таких семей?
– А как вы узнали? (120 : 3 * 10) = 400 кг.
– Но если вы заметили, то наука экология тесно
связана с математикой, ведь всем нужны числовые
расчеты.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока?
– Как правильно умножать многозначные числа
оканчивающиеся нулями? (Чтобы найти
произведение круглых чисел, надо выполнить
умножение, не глядя на нули, А затем приписать
столько нулей, сколько в обоих множествах)
– Я предлагаю немного размяться, и поучаствовать
в блиц-турнире.
– У вас на столах лежат карточки красного и
зеленого цвета. С помощью этих карточек нужно
дать ответ:
Да – зеленой карточкой,
Нет – красной карточкой.
– Верно ли, что полезно вдыхать загрязненный
воздух? Почему?
– Верно ли, что семью восемь 54? А сколько? (56)
– Верно ли, что скорость это быстрота движения? (Да)
– Верно ли, что половина км равна 50 метрам? (Нет)
– Почему?
– Верно ли, чтобы найти время нужно расстояние
умножить на скорость? (Нет)
– Верно ли, что скорость измеряется в метрах? (Нет)
– А в чем?
– Тройка лошадей пробежала 3 км. Верно ли, что
каждая лошадь пробежала 3000 метров?
– Верно ли, что путь равен произведению скорости
и времени? (Да)
– Молодцы!
– Раз математика так необходима, давайте
вспомним таблицу умножения: внимательно
посмотрите и скажите, сколько табличных
произведений в каждом ряду?
3. Физкультурная минутка
– Я вам предлагаю собрать головоломку ТАНГРАМ:
Это пауза не шутка!
Пауза – физкультминутка.
Встали ровно, потянулись,
Соседу мило улыбнулись,
Разбежались по местам
И собрали все ТАНГРАМ!
Отдыхаем мы с умом
«Танграмчик» быстро соберем.
– Кто расскажет, как выполнить пример, в
котором несколько разных действий?
– Перед вами примеры, которые необходимо решить.
– Из ответов этих примеров у нас получилась
задача.
4. Работа над задачей
– Ребята, а вы слышали когда-нибудь о
парниковом эффекте? Кто знает, что это такое? (Парниковый
эффект – это нарушение теплового баланса на
Земле)
– Каждые 10 лет парниковый эффект приводит к
повышению температуры на Земле в целом на 5
градусов. На сколько градусов повысится
температура к 2038 году?
– Что известно в задаче?
– На сколько градусов повышается температура на
Земле?
– За какой промежуток времени она повышается на 5
градусов?
– Можем сразу ответить на главный вопрос задачи?
Почему?
– Как узнать, сколько лет пройдет до 2038 года?
– Сколько это десятилетий?
– Зная, промежуток времени, можем ответить на
главный вопрос задачи?
1. 2038 – 2008 = 30 лет промежуток
2. 30 : 10 = 3 сколько десятков
3. 3 * 5 = 15 градусов.
Ответ: к 2038 году температура на Земле повысится на 15 градусов.
Первая группа решает задачу по действиям.
Вторая группа решает по вопросам.
Третья группа решает выражением.
Проверка по группам у доски с комментированием.
5. Закрепление знаний
– Я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу, в которой нужно еще раз вспомнить прием умножения многозначных чисел оканчивающихся нулем, а опорой вам будет алгоритм. Вот такой алгоритм есть у каждого из вас. Я предлагаю его прочесть и приступить к работе. Если в процессе решения у вас возникнут затруднения, не забывайте про «камушек в ботинке». (Дети, у которых возникают трудности при выполнении заданий, могут попросить помощи у учителя словами «камушек в ботинке»)
Алгоритм самостоятельной работы (Приложение 1)
1. Возьмите любую карточку.
2. Подготовьте первое задание.
3. Выполни второе задание: проверь себя – сможешь
ли ты рассказать товарищу?
4. Найди партнера за своим столом с карточкой
другого цвета.
5. Объясни партнеру первое задание.
6. Ответь на вопросы и задай свои, твоя цель –
научить партнера.
7. Выслушай партнера по первому заданию и оцени
его при помощи цвета.
8. Поменяйтесь карточками и проверьте
практическую часть задания.
9. Результат сверьте с консультационным листком.
10. Оцените работу при помощи цвета.
11. Сдайте работы учителю.
– Спасибо за работу!
6. Итог урока
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Что отрабатывали?
– Кто из ребят в группе был активнее всех?
– Кроме занятия по математике, мы с вами говорили о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у нее. Только в содружестве с природой, мы можем быть счастливы. Подводя итог, мне бы хотелось, чтобы вы еще раз вспомнили, как взаимосвязаны между собой: время, скорость и расстояние?
По 30 км в час
Шел теплоход по Волге.
На праздник плыли мы как раз.
Путь оказался долгим.
Светило солнышко с небес,
Нас целовали ветры,
Мелькали рощи –
Хвойный лес –
Все 300 километров.
Ответ должны вы мне найти
А сколько времени в пути
Пробыли мы все с вами? (10 часов)На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая вокруг красота!
Весь путь прошагали мы за 3 часа.
Двенадцать всего километров прошли
С какой скоростью ребятки шли? (4 км/час)Красная Шапочка к бабушке шла.
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстояние прошла незаметно
В час проходила по 2 километра.
За 3 часа до старушки дошла
Сколько она километров прошла? (6 км)
– Молодцы! На следующем уроке мы с вами продолжим решать задачи на движение.
7. Рефлексия
– На заключительном этапе нашего урока, я предлагаю вам оценить себя и урок.
Ну и как же вам урок.
Он понравился?
Он впрок?
Вы за партой не сидите
Быстро к облачку бегите.
Да иль нет?
Дай ответ!
– Я вижу, вам понравился урок.
– Спасибо! Присаживайтесь на свои места.
8. Домашнее задание
Давайте, поспешим, друзья,
Записать задания,
А дома……..
Приложить прошу
Максимум старания.
____________________________________
Подошёл к концу урок,
прозвенит сейчас звонок,
вам девчонки и мальчишки –
всем спасибо за урок!!!