Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся

Разделы: Иностранные языки


Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

На мой взгляд, использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся, помогает решать важные методические задачи. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре.

При подходе к обучению иностранным языкам с использованием игровых ситуаций находит воплощение идея системной интеграции. Для реализации этого подхода учителю необходимо овладеть приемами интеграции, т.е. соединение речи и: а) наглядных средств; б) пантомимы; в) музыки; положительных эмоций. Возможны и различные комбинации из вышеназванных сочетаний.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз, и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры основана на реальной жизни.

Стихи и рифмовки используются для практики звуков, ритмов и ударения, иногда для трении грамматической и лексической модели или для заучивания отдельных слов.
Рифмовки часто имеют повторяющиеся слова или звуки, естественный ритм, в них есть элемент веселья и игры с языком. Дети на данной ступени обучения отличаются особой чуткостью языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов».

Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Также в этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.

Каким образом работать с рифмовками?

Учащимся предлагается прослушать рифмовку и выполнить следующие задания:

  • повторить рифмовку в определенном ритме;
  • выявить знакомые и незнакомые слова;
  • найти звуки, произнести их, написать транскрипцию;
  • повторение и постепенное добавление слов из рифмовки с соответствующим звуком;
  • проговорить рифмовку хором и индивидуально, корректируя ошибки в произношении;
  • проговорить рифмовку самостоятельно;
  • проиллюстрировать или драматизировать рифмовку. Разученные рифмовки используются на последующих уроках..

Разучивание стихотворений с учащимися и их разыгрывание по ролям в классе позволяет решить сразу две задачи: дополнительно поработать над произношением учащихся и создать на атмосферу непринужденности. Работая со стихами, мы можем скорректировать произношение на этапе формирования речевых навыков и умений.

Работа со стихами:

– стихотворение произносится учителем в определенном ритме и сопровождается действиям иллюстрирующими содержание;
– учитель произносит стихотворение, дети повторяют движения за учителем; – вычленяются новые слова, звуки, рифмующиеся слова.

Стихи и рифмовки для формирования произносительных навыков

Работа над произносительной стороной речи ведется на всех ступенях обучения языку. При этом учащиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками.

l. Why do you cry,
Willy? Why do you cry?
Why, Willy? Why, Willy?
Why, Willy? Why?

2. A black cat sat on a mat
And ate a fat rat.
Sam has a hat,
Sam has a black hat,
Sam has a black hat in his hand.

3. Mother, Father, sister, brother
Hand in hand with one another.

4. Whether the weather be fine
Or whether the weather be not,
Whether the weather be cold
Or whether the weather be not,
We  whether the weather
Whatever the weather
Whether we like it or not.

5. Helen Hey has a huge house on a high hill.

6. You can have:
Fried fresh fish,
Fish fried fresh,
Fresh fish fried,
Or fish fresh fried.

7. Oh, no! Not so!
Don t go home alone!

Стихи рифмовки для формирования грамматических навыков

Наиболее сложной задачей для наших учеников является изучение английской грамматики. Многие считают изучение грамматики скучным делом. Есть немало способов сделать этот процесс более занимательным. Использование рифмовок занимает важное место среди них. Работа над грамматическими рифмовками ведется в три этапа.

  • Первый этап – презентация и первичная отработка материала рифмовки. Здесь могут быть использованы различные задания: заполните пропуски, поставив нужное слово ( окончание, вспомогательный глагол, местоимение);найдите все неправильные глаголы в Past Simple, все глаголы третьего лица в Present Simple, существительные в притяжательном падеже; найдите слово/ фразу, которая отличается от остальных с точки зрения грамматики. Режим работы может быть любым: индивидуальным, парным, групповым. Затем идет обобщение знаний учащихся о данном грамматическом явлении. После этого разбирается содержание рифмовок.

  • Второй этап – « трансформация», которая предполагает работу по изменению структуры предложений, из которых состоит текст: утвердительные преобразуются в отрицательные или вопросительные и наоборот; единственное число преобразуется во множественное.

  • Третий этап – активизация полученных знаний, умений и навыков. Здесь можно предложить учащимся использовать материал рифмовки в диалогической или монологической речи в заданной ситуации или составить рифмовки по аналогии.

1. One potato, two potatoes
Three potatoes, four.
Five potatoes, six potatoes
Seven potatoes more.
You are out.

2. Hi, how are you?
Fine. How are you?
I m fine. How s Bill?
He s fine. How s Mary?
She s fine. How are the children?
The are fine. How s Jack?
He is sick. Oh, no!

3. One apple for me,
And one for you.
One for him
Two for us,
And two for them.
And now remember and say it again.

4. I like to read, I like to play
,I like to study every day.
I like to jump, I like to run,
I like to play, it s fun.

5. I'm learning to speak,
And I m learning to spell.
I m learning to read,
And I m learning to tell.

6. Much and many,some and any.
And, of course, a lot of, lots...
I really have no thoughts
What to choose
And how to use.

7. I'm Artur. You are Iskander.
He is Haidar. She is Gulnas.Am I Artur?
Are you Iskander?
I am not Artur.
You are not Iskander.
He is not Haidar.
She is not Gulnas.

8. Do – did – done
To learn the is not fun!
Go – went – gone
I must go on.
Be – was – were – been
The end is not seen
. Read – read – read
Lets go ahead.
сome – came – come
Please, help me mum!
Have – had – had
Oh, help me Dad!
Drink – drank – drunk
I shall be sunk.
In so many a word
Hear – heard – heard.
Fly – flew – flown?
Must they be known?

9. – Who made the pie?
– I did.
– Who stole the pie?
– He did.
– Who found the pie?
– She did.
– Who ate the pie?
– You did.
– Who cried for the pie?
– We all did.
– Who laughed at us?
– They all did.
– The end is not seen.

10. Read  – read  – read
Lets go ahead.
Come  – came – come
Please, help me mum!
Have – had  – had
Oh, help me Dad!
Drink – drank – drunk
I shall be sunk.
In so many a word
Hear – heard – heard.
Fly – flew – flown?
Must they be known?

Цифры

Цель: повторение количественных числительных.
Задача: умение воспринимать на слух поставленную задачу и правильно выполнять.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразнобой одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны, быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Цвета

Цель: закрепление по пройденным темам.
Задача: умение называть предметы по предложенной теме.
Ход игры: учащимся предлагается назвать предметы одного цвета. Выигрывает та команда, | которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Слово

Цель: активизация изученной лексики.
Задача: умение изобразить предложенное слово, используя буквы алфавита.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Учитель произносит слово, дети, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.

Расшифруй названия животных

Цель: тренировка в написании английских слов по теме.
Задача: умение графически правильно изображать слова по изученным темам.
Ход игры: учащимся предлагаются слова, где буквы стоят в неправильном порядке, дети должны догадаться о значении слова и поставить буквы в правильном порядке.

E.g.

God (dog)             nomeky (monkey)
Noil (iion)             omuse (mouse)
Gerti (tiger)           tac (cat)

Превращение

Цель: развитие лексического навыка.
Задача: развитие общей информативности учащихся.
Ход игры: учащимся предлагается изменить только одну букву, чтобы получилось из одного слова другое.
E.g. Boy – bay – may – man.

Найди слово

Цель: развитие лексического навыка.
Задача: развитие воображения.
Ход игры: учащимся предлагается составить как можно больше слов из данных букв: М, N, Т, №•8,6, Н, 0 (44 words). Eight, get, ghost, got, hen, him, his, hot, men, most, nest, pet, night, nose, not, w,sent, shine, shot, sing, sit, some, stone, ten, the, them, then, thin, thing, this, tie, time, toe.

Антонимы

Цель: тренировка и закрепление лексического и грамматического материала.
Задача: умение подбирать слова-антонимы к предложенным словам.
Ход игры: учитель называет слово и бросает мяч одному из участников. Задача ученика  – назвать слово с противоположным значением. E.g. black – hite, slim – fat.

Словесный салат

Цель: тренировка написания букв, повторение лексики.
Задача: развитие образного мышления, воображения.
Ход  игры: необходима бумага, карандаш для каждого ученика. Учитель вперемешку называет буквы какого-нибудь слова. Ученики записывают буквы. Кто первым составляет слово, тот записывает  на доске/

Memory Game

Учитель дает учащимся задание вспомнить слова на любую тему, например: «At Home». Ученик называет слово, относящееся к этой теме, второй – повторяет его и добавляет свое, третий – называет два первых слова и также придумывает свое. Например: первый ученик – а chair; второй – a chair, a picture; третий – a chair, a picture, a carpet. И т. д. Водящий ведет запись слов у себя на листочке и следит за порядком игры. Ученик, допустивший ошибку, по знаку водящего выбывает из игры.

Who Will Add More Words?

Водящий называет какое-либо имя существительное, например, a man. Ученик, к которому он обратился, добавляет: a long-legged man; второй ученик – a young long-legged man; третий ученик – a good-looking, young, long-legged man. Учащийся выбывает из игры, если он не смог придумать слово или словосочетание.

Clothes

Учитель начинает игру: «I packed my suit-case (with man's clothes). Учащиеся по очереди должны сказать предложения, в которых будет назван какой-либо предмет мужской одежды. Например:
Первый ученик: I packed my suit-case with shirts.
Второй ученик: I packed my suit-case with a pair of trousers. И т. д. Выигрывает тот ученик, который последним назвал предложение с известным словом по теме.
Точно такую же игру можно провести, называя предметы женской одежды.

Food

Игра имеет несколько вариантов.

а)Учитель называет слово, относящееся к теме, например, bread, и обращается к одному из играющих. Тот называет другое слово и обращается к следующему ученику и т. д. Ученик, который не смог назвать слово по теме, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал новое слово по теме.

б)Учитель начинает игру: «For dinner I have noodlesoup». Каждый ученик должен повторить то, что было сказано, и добавить свое слово. Например:
Первый ученик: For dinner I have hoodie soup and boiled meat.
Второй ученик: For dinner I have noodle soup and boiled meat with fried potatoes. Третий ученик: For dinner I have noodle soup, boiled meat with fried potatoes and tomatoes. И т. д.
Выигрывает тот ученик, который последним сказал слово и правильно повторил все то, что говорили его товарищи.

в)Учитель: «Berries (fruits или vegetables)» и показывает на кого-либо. Ученик, к которому обратился учитель, должен быстро назвать ягоду (фрукт или овощ).Если он ошибся или повторил то, что уже было сказано до него, то выбывает из игры. Точно так же проводятся игры «Soup, the First Course, the Dessert», «At theGrocer's», «At the Dairy», «At the Greengrocer's» и т. п.

г)Учитель произносит начало предложения (например: «At the grocer's we can buy...», «At the confectioner'swe can buy...» и т. п.), и ученик повторяет его, назвав слово, обозначающее тот продукт, который может быть куплен в бакалейном или кондитерском магазине. Третий ученик повторяет все предложение, добавляя новое слово) Каждый участник игры должен ответить на два вопроса: What fruit is in season now? и What is your favorite food? Если он быстро и правильно ответил на эти вопросы, его команда получает два очка.
Who Knows the Parts of the Body Best?
Учитель в быстром темпе дает задания представителям двух команд поочередно, например: «Touch your shoulders», «Show your mouth», «Count your fingers» и т. д. Если ученик правильно выполнил задания, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко.
Do you know the parts of the body best?
Водящий намеренно ошибается, например, показывая на шею, говорит: «This is my chin». Тот, к кому обращается водящий, должен быстро показать на подбородок. Если действие ученика неверно, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре до конца, Такую же игру можно использовать для повторения лексики по теме «Clothes».

Be Quick

Один из учащихся начинает игру, сказав какое-либо слово по-английски. Представители команд по очереди быстро называют слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, например: good, dark, kind, doll, long и т. д.
Если играющий не смог быстро придумать слово, он выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры осталось больше учеников.

Who Has the Best Memory?

Для проведения этой игры нужна картина. Названия предметов, изображенных на ней, должны быть известны учащимся. Водящий вешает картину на доску и предлагает играющим запомнить все предметы, изображенные на ней. Через одну-две минуты картину закрывают, а учащиеся по памяти называют все предметы. Выигрывает тот, кто назвал наибольшее количество предметов.

Countries, Capitals, Languages and People Living in These Countries

Водящий называет страну; «Great Britain». Ученик, к которому он обращается, говорит: «Great Britain is a country. The capital of Great Britain is London. The people living in Great Britain are called Britons. The main language spoken in Great Britain is English».
Водящий: France.
Второй ученик: France is a country. The capital of France is Paris. The language spoken in France is French. The people living in France are called Frenchmen. И т. д.

What Hies?

Учитель задает учащимся вопрос, в котором содержится хорошо известный им глагол, затем перечисляет.

Riddles

1. There are six of us in every family, but only four in a town; what are we? (Letters)
2. I have cities but no houses; forests, but no trees; rivers without water; what am I? (A map)
3. What can live on paper, but will die on water? (Fire)
4. Which month has 28 days? (They all have 28 days)
5. A servant had a brother, and the brother died. The man who died had no brother. What was the servant? (The servant was a woman)
6. When will water stop running downhill? (When it reaches the bottom of the hill)
7. What is that which you cannot see, but which is always4fore you? 'Your future)
8. Three girls walked to school under one umbrella. Why didn't any of them get wet? (Because it did not rain)
9. What changes a pear into a pearl? (The letter L)
10. Why can't the world ever come to an end? (Because it is round)
11. What goes under the water, over the water, but never touches the water? (A woman who is crossing the bridge with a pail of water cfn her hand)
12. What is that which no man wishes to have, but no manwishes to lose? (A bald head)
13. On what day of the year do children talk the least? (On the 22 of December, because it is the shortest day of the year)
14. Why does a cat look first on one side and then on the other v/hen it enters a room? (Because it can look on both sides at the same time)
15. Which is heavier, a pound of feathers or a pound of iron? (Each weighs one pound)
16. What is it that looks like a cat, eats like a cat, walks like a cat, but still it is not a cat? (A kitten)
17. What is that which you have never seen, heard or felt, which never existed and still has a name? (Nothing)

Американские и английские песни, популярные  в наши дни

Hokey Pokey

1. You put your right foot in,
You put your right foot out,
You put your right foot in,
And you shake it all about;
You do the hokey pokey,
And you turn yourself around;
That's what it's all about.

2. You put your left foot in,
You put your left foot out;
You put your left foot in,
And you shake it all about,
You do the hokey pokey,
And you turn yourself around;
That’s what its all about

3. rihgt arm
4. eft arm
5. rihgt elbow
6. left elbow
7. head
8. right hip
9. left hip

You do the hokey pokey
And you turn yourself around;
That's what it's all about.

You Are My Sunshine

You are my sunshine
My only sunshine;
You make me happy when skies are gray.
You'll never know, dear,
How much I love you
Please don't take my sunshine away.
The other night, dear,
As I lay sleeping,
I dreamt I held you in my arms.
When I awoke, dear,
I was mistaken,
So I hung my head and I cried.

A Bicycle Built for Two

Daisy, Daisy, give me your answer, do.
I'm half crazy, all for the love of you.
It won't be a stylish marriage;
I can't afford a carriage,
But you'll look sweet upon the seat
Of a bicycle built for two!
Patrick, Patrick, here is you answer true!
I know that trick, and it will never do.
If you can't afford a carriage,
Then there will be no marriage,
For I insist I won't be kissed
On a bicycle built for two!

We Wish You a Merry Christmas

We wish you a Merry Christmas,
We wish you a Merry Christmas
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.
Now bring us some figgy pudding,
Now bring us some figgy pudding
Now bring us some figgy pudding
Now bring some out here.
We wish you a Merry Christmas
We wish you a Merry Christmas
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.
We won't go until we've got some,
We won't go until we've got some,
We won't go until we've got some,
So bring some out here.

The Twelve Days of Christmas

On the first day of Christmas, my true love gave to me,
A Partridge in a pear tree
On the second day of Christmas, my true love gave to me,
Two turtle doves,
And a partridge in a pear tree.
On the third day of Christmas, my true love gave to me,
Three French hens
Two turtle doves,
And a partridge in a pear tree.
On the twelfth of Christmas,
My true love gave to me,
Twelve drummers drumming,
Eleven pipers piping,
Ten drummers drumming,
Nine ladies dancing,
Eight maids a-milking,
Seven swans a-swimming,
Six geese a-laying, Five gold rings,
Four calling birds, Three French hens,
Two turtle doves,
And a partridge in a pear tree.