Все давно поняли, что в век технического прогресса учитель не может обойтись только доской и мелом. С раннего возраста современные дети знакомы с компьютером. Большинство наших ребят дома используют своего электронного друга исключительно ради игры. А вот в школе учитель может показать, и дети увидят воочию, что компьютер может быть и помощником в обучении. Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется в начальной школе не только на уроках информатики, но и на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, окружающего мира, трудового обучения.
Самое главное - наличие хорошего обучающего диска. И, несомненно, компетентность учителя, и умение заинтересовать своих учеников.
Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы ).
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
- возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
- простоту разработки имеющихся программных средств;
- возможность сочетания разных программных средств;
- возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;
- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:
- какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких
- дидактических задач;
- какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
- какие уроки целесообразно делать компьютерными;
- как организовать компьютерные занятия.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.
Что дают такие уроки?
- повышение мотивации обучения;
- повышение практической направленности урока;
- легче и быстрее проверить качество усвоения материала по заданной теме (компьютер сам проверяет и оценивает)
- решают вопрос накопляемости оценок по предмету: проводится опрос за 5 -10 минут одновременно несколькими учащимися (в зависимости от количества компьютеров) по определенной теме: словарная работа, проверка усвоения табличных случаев сложения и т.д. без использования дополнительных перфокарт, карточек, изготовленных руками учителя, тем самым освобождают время учителя;
- дети могут найти необходимый дополнительный материал к уроку по теме;
Кроме того, дети сами дети участвуют в разработке игр: "Своя игра", "Как стать миллионером", составленным по определённой тематике, которые в свою очередь широко используются во внеклассной работе.
Например, игра для первоклассников "Как стать миллионером". Материал, подобранный для игры, соответствует возрастным особенностям, знаниям детей, опирается на жизненный опыт детей 7 - 8 лет.
Игру рекомендуется использовать при проведении внеклассных мероприятий. В игре 3 тура, в каждом туре по 15 вопросов.
Рекомендации по работе с презентацией.
- Перед началом каждого тура кликнуть на нужную строку. Например, ( I тур)
- Откроется слайд 48, на котором указано задание. Выигрывает тот ученик, который выполнит задание первым.
- Участник игры, поочередно отвечает на вопросы тура. После каждого ответа нужно кликнуть, появится верный ответ.
- Если ответ правильный игра продолжается, если нет - кликнуть на изображение "Домик".
"Кто хочет стать юным
миллионером?"
Интеллектуальная игра для учащихся 1 класса.
1 отборочный тур
Расположите в порядке возрастания единицы измерения длины.
- Сантиметр.
- Дециметр.
- Метр.
- Миллиметр.
Правильный ответ на 1 тур.
- Миллиметр.
- Сантиметр.
- Дециметр.
- Метр.
2 отборочный тур
Расположить в порядке увеличения единицы измерения массы.
- Килограмм.
- Грамм.
- Тонна.
- Центнер.
Правильный ответ на 2 тур.
2) Грамм.
1) Килограмм.
4) Центнер.
3) Тонна.
3 отборочный тур
Расположите овощи и фрукты по порядку по мере их созревания.
- Огурец.
- Помидор.
- Редиска.
- Яблоко.
Правильный ответ на 3 тур.
3) Редиска.
1) Огурец.
2) Помидор.
4) Яблоко.
1 вопрос
Где не бывает рыбы?
- В реке.
- В озере.
- В ухе.
- В компоте.
2 вопрос
На что похожа стрекоза?
- На телевизор.
- На экскаватор.
- На вертолёт.
- На кухонный комбайн.
3 вопрос
На чём летает ведьма?
- На венике.
- На швабре.
- На метле.
- На пылесосе "Ракета"
4 вопрос
Чем мажут царапины?
- Зелёнкой.
- Краснёнкой.
- Белилкой.
- Чернилкой.
5 вопрос
Из чего чайник наливает чай?
- Из краника.
- Из носика.
- Из ушка.
- Из ротика.
6 вопрос
Что должен сделать именинник со свечками на торте?
- Зажечь.
- Задуть.
- Съесть.
- Повыдёргивать.
7 вопрос
Чем наполнена голова Винни-Пуха?
- Мозгами.
- Мякиной.
- Опилками.
- Синтепоном.
8 вопрос
Что подарили эльфы Дюймовочке?
- Корону.
- Крылышки.
- Обручальное кольцо.
- Пропеллер.
9 вопрос
Как называется один из видов съедобных грибов?
- Волчата.
- Зайчата.
- Утята.
- Лисички.
10 вопрос
Какого цвета не бывает в радуге?
- Оранжевого.
- Голубого.
- Розового.
- Зелёного.
11 вопрос
Что не указывается в почтовом адресе?
- Квартира.
- Улица.
- Подъезд.
- Дом.
12 вопрос
В какой из этих шоколадных конфет белая начинка?
- "Кара-кум"
- "Пилот"
- "Ромашка"
- "Морские"
13 вопрос
С кем обычно дружат гайки?
- С гвоздиками.
- С шурупами.
- С винтиками.
- С болтиками.
14 вопрос
С кем Незнайка летал на Луну?
- С Винтиком и Шпунтиком.
- С инженером Клёпкой.
- Со Знайкой.
- С Пончиком.
15 вопрос
Что такое слинки?
- Сорт сливок.
- Конфеты-леденцы.
- Игрушка-пружинка.
- Маленькие санки.
1 вопрос
Кто такие Том и Джерри?
- Волк и заяц.
- Лев и собачка.
- Дельфин и русалка.
- Кот и мышь.
2 вопрос
Какое слово рифмуется со словом "киска"?
- Чашка.
- Блюдце.
- Тарелка.
- Миска.
3 вопрос
Как называется одна из сказок Ш.Перро?
- "Курочка в серёжках"
- "Петушок в сапожках"
- "Кошка в сарафане"
- "Кот в сапогах"
4 вопрос
Как называется вращающаяся детская игрушка?
- Волк.
- Волчок.
- Волчонок.
- Волкодав.
5 вопрос
С какой жалобой пришёл к Айболиту Барбос?
- Меня курица клюнула в нос.
- Я свой хвост отморозил в мороз.
- Я несчастный, больной старый пёс.
- Меня кашель замучил до слёз.
6 вопрос
Чему детей учат в школе?
- Ходить.
- Говорить.
- Проситься на горшок.
- Читать.
7 вопрос
К чему, согласно народной примете, ласточки летают низко?
- К дождю.
- К морозу.
- К листопаду.
- К туману.
8 вопрос
О каком подарке мечтал Малыш, друг Карлсона?
- О велосипеде.
- О котёнке.
- О собаке.
- О фонарике.
9 вопрос
Что есть у подушки, кроме двух брюшек?
- 4 ушка.
- 2 глазика.
- 1 ротик.
- 3 ножки.
10 вопрос
Кто из перечисленных персонажей был бременским музыкантом?
- Мартышка.
- Осёл.
- Козёл.
- Косолапый Мишка.
11 вопрос
Какую песенку пела белочка из "Сказки о царе Салтане"?
- Шумел камыш, деревья гнулись.
- Во саду ли, в огороде.
- Ах вы, сени, мои сени.
- Ой, цветёт калина.
12 вопрос
Какое слово Снежная королева велела Каю сложить из льдинок?
- Зеркало.
- Вечность.
- Снежинка.
- Величие.
13 вопрос
Как называется средство, прописанное врачом коту Леопольду?
- Зверобой.
- Озлобин.
- Окрысин.
- Озверин.
14 вопрос
На какой улице жил человек рассеянный?
- Водоёмной.
- Бассейной.
- Озёрной.
- Речной.
15 вопрос
Кто такие Бандар-Логи, водившиеся в тех самых джунглях, в которых вырос Маугли?
- Дикие собаки.
- Обезьяны.
- Гиены.
- Крокодилы.
Дополнительные вопросы.
8 вопрос
Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива?
- Джинн.
- Три собаки.
- Двое из ларца.
- Золотая рыбка.
9 вопрос
- Что было знаком высшего отличия испанской утки из сказки "Гадкий утёнок?"
- Яркий хохолок.
- Красный лоскуток.
- Колечко на лапке.
- Бантик на шее.
10 вопрос
Как звали девочку из сказки "Серебряное копытце"?
- Настёнка.
- Дарёнка.
- Анютка.
- Катюшка.
11 вопрос
Отчего ожила шляпа в рассказе Носова "Живая шляпа"?
- Её тянули за верёвочку.
- Под неё положили
- радиоуправляемую машинку.
- В неё вставили батарейку.
- Под неё попал котёнок.
12 вопрос
Кто такая Серая Звёздочка?
- Лошадь.
- Утка.
- Кошка.
- Жаба.
13 вопрос
Что домовой Кузька называл олелюшечками?
- Оладьи.
- Игру в ладушки.
- Пирожные.
- Посиделки в компании
- девочек с именем Оля.
14 вопрос
Какая часть Чеширского кота исчезала последней?
- Хитрый взгляд.
- Широкая улыбка.
- Правое ушко.
- Кончик хвоста.
15 вопрос
Кто такие хоббиты?
- Порода слонов.
- Разбойники из восточных сказок.
- Сказочные человечки.
- Комары с длинными хоботками.
Используемая литература.
- Загребина Г.В. "Давай устроим праздник", Ярославль, 2002 г.
- Узорова О.В. " Все предметы начальной школы в викторинах", Москва, 2002 г.
Желаю успеха!