«Родной куст и зайцу дорог»
Народная мудрость
Цель: продолжать формировать представление о многообразии Цветковых растений на Земле, расширить и углубить знания по экологии растения, создать условия для интеграции знаний различных школьных дисциплин.
Задачи: формировать умения составлять морфологическое описание растения, давать систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
Подготовительная работа: за десять дней до предполагаемого занятия, класс делится на мини-группы: «Биологи», «Фармацевты», «Историки», «Экологи», «Практики». Каждая из групп получает задание приготовить мини – доклад по теме занятия в соответствии со своей специализацией. Учитель просматривает информацию учащихся до занятия, дополняет и корректирует ее.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Назовите растения, произрастающие в окрестностях села, без которых человек не может обойтись?
Учащиеся: Береза, подорожник, ель, клюква, сосна, пижма и т.д.
Учитель: С какой целью человек использует эти растения?
Учащиеся: Топливо, строительный материал, сырье для получения некоторых веществ, как лекарственные травы, в пищу, в качестве красителей.
II. Изучение нового материала
Учитель: Тема нашего сегодняшнего
занятия «Крапива не только жжется…». Сегодня мы
познакомимся поближе с одним из растений,
которое произрастает в окрестностях села – это
крапива. Итак, мы начинаем путешествие от станции
к станции (на экране паровозик с вагончиками, на
которых написаны названия станций).
– Первая станция нашего путешествия «Морфологическая».
Группа «Биологи» сообщают о морфологическом строении крапивы.
– Следующая станция нашего путешествия «Историческая».
– До 10 века крапива на Руси считалась материалом номер один. Да и в других станах – тоже. Постельное белье для английской королевы Елизаветы I шили из крапивы, из этого же жгучего растения в Шотландии делали скатерти, салфетки и полотенца. Армия Наполеона была частично экипирована в крапивные ткани. А когда крапиву вытеснил лен, к ее помощи прибегали всякий раз, когда с хлопком возникали проблемы. Например, во время Первой мировой войны немцы шили из сорняка амуницию, а во Вторую мировую из нее же делали парашюты.
Станция «Зеленая аптека»
– Группы «Фармацевтов» сообщают учащимся о лекарственных свойствах крапивы.
– Следующая остановка – станция «Экологическая».
Сообщение экологов о роли данной группы растений в окружающей среде.
Крапива – сорняк, активный как во влажные, так и засушливые сезоны, и требующая специальных методов борьбы с ним.
– Остановка – станция «Практическая».
1. Фитонцидные свойства листьев позволяют до
одних суток хранить в них сырое мясо и рыбу.
2. Крапива обладает красильными свойствами,
корневища красят ткани в желтый цвет, листья – в
зеленый.
3. Из стеблей крапивы получают грубые ткани и
бумагу.
4. Молодые листья крапивы используют для
приготовления салатов, супов, т.к. они содержат
большое количество витаминов.
5. Изготовление фильтров для воды в походных
условиях.
– Наша последняя остановка – станция «Технологическая».
Учитель: Процесс получения тканевых холстов из крапивы выглядит следующим образом: 1. Заготовка крапивы. 2. Обработка сырья. 3.Получение нитей. 4. Получение сукна.
III. Рефлексия знаний
– На мыслительных листах напишите, что нового и интересного вы узнали о крапиве, где вы сможете применить полученные знания.
IV. Подведение итогов
Учащиеся оценивают работу друг друга.
V. Домашнее задание
Составить кроссворд по теме сегодняшнего урока.