ЦЕЛИ:
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: частично-поисковые, наглядные, практические, словесные.
ОБОРУДОВАНИЕ: схемы на развитие логики, таблицы, карточки, иллюстрации с птицами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, психогимнастика.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы закрепим умение находить периметр и площадь геометрических фигур, нам пригодятся знания таблицы умножения. Будьте очень внимательны!
- А помогать работать нам на уроке будут: птицы.
(Звучит запись с пением птиц или загадка.)
Какую пользу приносят птицы?
III. Актуализация.
Существует наука, помогающая изучать птиц. А как она называется, мы узнаем, когда выполним упражнение на логическое мышление.
1. Упражнение на логическое мышление.
ВЕТЕРИНАРИЯ 10
ОРНИТОЛОГИЯ 23
ЗООЛОГИЯ 6
- Запишите: 7 * 3 + 2 = 23.
- Так какое число является "ключом" к нашему ребусу? (23)
- Правильно, наука об изучении птиц называется орнитология. И мы сегодня тоже будем говорить о зимующих птицах.
2. Упражнение на мыслительные операции.
- Запишите значения выражений в порядке возрастания.
(7, 14, 23.)
Какое из этих чисел "лишнее"? Докажи.
(7 - однозначное число, 14 - чётное число.)
- Сложите эти числа и посмотрите на доску, есть ли там такое число?
(7+14+23=44)
(На доске появляется первая птичка - воробей.)
IV. Работа по теме урока.
1. Нахождение Р и S прямоугольника.
Как человек может помочь зимующим птицам?
А без чего не могут прожить птицы, где они живут?
Сейчас мы с вами "смастерим" кормушку для наших птиц. Для этого нужно найти Р и S прямоугольника, где а = 3 дм, в = 20 см.
Что вы заметили? (Разные единицы измерения.)
Что мы должны сделать, чтобы выполнить задание? (Преобразовать в наименьшую единицу измерения, в см.).
3 дм = 30 см
Р = (30+20) * 2 = 100 см (Вывешивается нарисованная ветка.)
S = 30 * 20 = 600 см (Вывешивается кормушка.)
2. Решение уравнений.
Чтобы узнать какие ещё птицы прилетят на кормушку, нам нужно составить и решить уравнения.
1) Если длину прямоугольника увеличить в 2 раза, то S будет равна 160 см.
х * 2 = 160
х = 160 : 2
х = 80
80 * 2 = 160
160 = 160
(Карточка с цифрой 80 - снегирь.)
2) Если S прямоугольника уменьшить в 5 раз, то другая сторона будет равна 60 см.
х : 5 = 60
х = 60 * 5
х = 300
300 : 5 = 60
60 = 60
(Карточка с цифрой 300 - дятел.)
3. Решение задачи.
Орнитолог увидел на сосне на 2 ветках сидело по 3 клеста на каждой, а на кедре в 2 раза меньше. Сколько всего птиц увидел орнитолог?
На сосне на 2 в. - по 3 кл.
На кедре - ?, в 2 раза меньше ?
1) 2 х 3 = 6 (кл.) - на сосне.
2) 6 : 2 = 3 (кл) - на кедре.
3) 6 + 3 = 9 (кл.)
Ответ: всего 9 птиц увидел орнитолог.
(Вывешивается клёст.)
4. Физминутка.
V. Закрепление.
1. Решение примеров по цветовым карточкам. (1 ряд)
5 * 7 = 35 П
30 : 6 = 5 О
4 * 5 = 20 М
50 : 5 = 10 О
3 * 9 = 27 Г
6 * 4 = 24 И
32 : 4 = 8 Т
5 * 5 = 25 Е
20 35 24 27 25 5 10 8
М П И Г Е О О Т
(Вывешивается синица - 25)
2. Примеры на порядок действий.
Т 3 * 8 - 27 : 9 = 21
И 5 * (89 - 83) = 30
М 6 * 7 + 18 = 60
А 100 - 5 * 9 = 55
Ц 80 - (18 + 20) = 42
П 100 : (8 + 42) = 2
Поставьте значения выражений в порядке возрастания и прочитайте слово.
2 21 30 42 55 60
П Т И Ц А М
(Вывешивается галка - 60)
3. Решение примеров в столбик.
135 + 87 = 222 З
222 + 188 = 410 И
410 - 139 = 371 М
371 - 291 = 80 О
80 + 99 = 179 Й
222 410 371 80 179
З И М О Й
(Вывешивается кукушка - 179)
Кто может сказать, какая птица "лишняя" и почему?
(Кукушка - перелётная птица.)
VI. Подведение итога урока.
Наш урок подошёл к концу. Что мы успели сделать на уроке?
(Мы успели поговорить о птицах, познакомились с новым понятием "орнитология", решали задачи на нахождение площади, периметра, составляли уравнения.)
Что помогло вам справиться с заданиями?
(Знание математики.)
- На уроке Познание мира мы подробнее познакомимся с птицами, которые сегодня были на нашей кормушке. А вы, ребята, не забывайте подкармливать зимой птиц.
VII. Рефлексия: календарь настроения.
VIII. Домашнее задание.