Цели:
- формирование правовой культуры школьников,
- ознакомление ребят со статьями «Конвенции о правах ребенка»,
- развитие умения излагать собственную позицию, уважение к правам и свободам личности,
- формирование общечеловеческих ценностей.
Оборудование: мультимедиа, карточки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Разминка
- Должны ли люди быть равными в правах? Почему?
- Какие международные документы защищают права детей?
- К чему призывают эти документы?
- Кто обязан защищать права детей и подростков?
- Что такое дискриминация?
Учитель: Дорогие ребята, прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции о правах ребенка, предлагаю выполнить следующее задание по карточкам.
2. Работа по карточкам
1 группа: Составьте список потребностей ребенка, которому 6 месяцев. Что ему необходимо для жизни?
2 группа: Ребята, вы понимаете, что потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 15-летнего подростка.
После работы в группах идет обсуждение. Ребята приходят к выводу, что с возрастом потребности ребенка, становится более сложными и разнообразными, их становится больше.
Учитель: Декларация прав ребенка была
принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.
Конвенция по правам ребенка в 1989 г.
С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН
по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка
вступила в силу 15 сентября 1990 г.
Познакомитесь с некоторыми статьями Конвенции.
(Перечень статей показывается на мультимедиа)
- Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
- Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
- Статья 7. « С момента рождения ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства».
- Статья 13. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение».
- Статья 14. «Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии».
- Статья 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».
- Статья 28 «Ребенок имеет право на образование»
- Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».
- Статья 37. «Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания»…
Учитель: А теперь давайте посмотрим с вами небольшие сценки, которые представят ребята.
3. Театрализованные сцены
Сценка «Чужое письмо»
Звенит звонок на урок, 2 девочки остаются с портфелями в фойе.
1 девочка: Юля, ты идешь на физкультуру?
2 девочка: Нет, я освобождена.
1 девочка: Я тоже. Покарауль пока мой
портфель. Я сейчас вернусь. (Она выходит).
2 девочка: Ой, зазвонил телефон.
Открывает портфель подружки и начинает читать
сообщение. В это время входит 1 девочка.
1 девочка: Почему ты открыла мой
портфель? Кто тебе разрешал читать мое послание?
2 девочка: А что такого? Я же ничего не
украла, только посмотрела. Разве нельзя?..
Учитель: А каково ваше мнение, ребята?
(Учащиеся обсуждают данную ситуацию).
Сценка «Громкая музыка»
Учитель: Однажды вечером Коля пришел в
гости к приятелю Мише.
Коля: Привет! Заходи! У меня новый диск
классный. Давай послушаем!
Миша: Давай лучше колонки на балкон
выставим, песни классные, пусть все послушают! Мальчики
ставят магнитофон, включают музыку погромче, а
затем уходят в другую комнату, забыв выключить
магнитофон.
Учитель: Правильно ли поступают
ребята?
(Учащиеся обсуждают данную ситуацию).
– Ну а теперь давайте на несколько минут вернемся с вами в детство и попробуем ответить на вопросы сказочной викторины!
4. Викторина
- Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы Карло, нарушил его права на … (неприкосновенность жилища).
- Буратино, схватив крысу Шумару за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение).
- Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
- Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? (Да, статья 1).
- Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? (Статья 31, право на отдых и досуг).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое царство. Какую статью она нарушает? (Статья 16)
5. Учитель: А сейчас… экспресс-опрос(мультимедиа).
1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка:
- 1949
- 1989
- 1990
2. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью:
- с 18
- с 7
- с 14
3. Могут ли Законы РФ противоречить Конституции РФ:
- могут
- не могут
- могут, если необходимо
4. Заботиться о ребёнке должны:
- родители
- родители и государство
- чужие люди
5. Защитой прав детей занимается:
- комиссия по делам несовершеннолетних
- директор школы
- милиция
6. Ребёнок – это человек…
- который ходит в школу
- не достигший школьного возраста
- не достигший 18 лет
7. Все дети земли равны …
- в правах
- по росту
- по количеству еды
8. Какие дети имеют право на особый уход и защиту:
- дети-инвалиды и дети, лишённые семьи
- дети в возрасте с 15 до 18 лет
- все дети имеют такое право
9. Ребёнок имеет право на:
- жизнь
- общение с родителями
- просмотр ТВ
10. Ребёнок свободен …
- выражать своё мнение по вопросам, касающимся его
- выбирать религию
- оба варианта
11. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков:
- запрещено
- разрешено
- не наказывается
12. Запрещается вовлечение детей в…
- в игру
- поход
- преступление
13. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
- С 18 лет
- С 14 лет
- С 20 лет
14. С какого возраста начинается уголовная ответственность?
- С 16 лет
- С 14 лет в особых случаях
- С 18 лет
15. Какой основной международный документ закрепляет права детей?
- Конституция РФ
- Устав школы
- Конвенция о правах ребёнка
6.Подведение итогов
– Как только ребёнок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны и наделяется правами с самого рождения. Конвенция о правах ребёнка даёт каждому ребенку возможность оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.
Учитель: На сегодня наша правовая игра закончилась. Благодарю всех участников за внимание!