Тема: Какие бывают растения.
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: стандартный, с использованием ИКТ.
Цель: классифицировать растения по внешним признакам.
Задачи:
- научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений.
- развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
- воспитывать наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру.
Методы:
- иллюстративный
- беседа
- диалог
- фронтальный опрос
- работа с ММК
- оперативный контроль и т.д.
Оборудование: компьютеры, звуковые колонки или наушники, мультимедийный курс «Естествознание для младших школьников» авторы Карманова Л., Плетнева М., учебник «Окружающий мир» автор А. Плешаков, доска, листы бумаги, фломастеры.
План урока:
- Организационный момент. (1 минута)
- Актуализация опорных знаний.(7 минут)
- Работа с ММК «Естествознание». (8 минут)
- Работа в группах. (8 минут)
- Физминутка. (2 минуты)
- Закрепление полученных знаний.(4 минуты)
- Самостоятельная работа с ММК «Естествознание». (6 минут)
- Итог работы на уроке. (2 минуты)
- Домашнее задание. (2 минуты)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка рабочего места, объявление цели урока.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Нарисуйте в группах любое растение и подпишите названия его частей. (Ребята на альбомных листах выполняют это задание. Все работы вывешиваются на доску, и идет анализ работ. У каждого растения должны быть указаны следующие части: корень, стебель, листья, плоды с семенами).
Учитель: Несмотря на свою похожесть, растения все же чем-то отличаются друг от друга. Чем? Ответить на этот вопрос поможет работа на компьютере с курсом ММК «Естествознание».
3. Работа с ММК (глава «Растения», Классификации растений, 1 слайд)
Ребята рассаживаются за свои рабочие места у компьютеров.
Учитель: Разделите данные растения на три группы и с помощью мышки перетащите каждое растение в свой прямоугольник.
(Ребята выполняют задание, посоветовавшись со своей группой)
А теперь подумайте, как можно назвать каждую группу растений и впечатайте это название. (Идет проверка выполнения задания, каждая группа высказывает свое мнение)
Учитель: Какую часть растения можно
взять за основу деления на три группы? (Стебель)
А теперь нашу работу проверит компьютер. Нажмите
на слово «Готово» и сравните свои ответы с
ответами компьютера.
Какой итог можем сделать после выполнения данной
работы?
Переход на обобщающий слайд и его звуковое сопровождение, и всплывающий текст.
4. Работа в группах
Учитель: На альбомных листах
нарисуйте особенность каждой группы данных
растений: деревьев, кустарников, трав. Напишите,
какие еще растения каждой группы вы знаете.
Знаки-символы вывешиваются на доске - и
подводится итог работы.
5. Физминутка
Учитель называет различные растения, а ребята поднимают руки вверх, если это дерево, если кустарник, то полу-приседают, если трава – приседают.
6. Закрепление полученных знаний
Учитель: Я буду загадывать вам загадки про различные растения, а вы должны будете их не только отгадать, но и определить к какой группе относится это растение.
– Какие вопросы можно задавать, если вы не
знаете это растение и никогда его не видели? (Какой
у него стебель твердый или сочный? Сколько у него
стеблей?)
– Не огонь, а жжется? (Крапива – трава)
– Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина –
дерево)
– Не бей меня, не руби меня, полезь на меня да
накушайся. (Рябина – дерево)
– Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет,
другая чернеет. (Красная и черная смородина)
– Во лугах сестрички – золотой глазок, белые
реснички, зеленый стебелек. (Ромашка – трава).
7. Самостоятельная работа с ММК
Учитель: Сейчас каждый из вас проверит свои знания по новой теме. Нужно выполнить задание №3 в разделе «Классификации растений». Кому трудно сразу выполнить задание, можно еще раз вернуться к обобщающему слайду и прочитать материал еще раз.
Ребята выполняют задание, учитель по звуковым сигналам определяет правильность выполнения заданий (если установлены колонки), а если у ребят наушники, то видит кто как справляется с заданием. Подводится итог выполнения задания.
8. Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке? Какие виды работы помогли лучше понять новый материал?
9. Домашнее задание
Найти информацию о каком-нибудь необычном
растении (самом большом, маленьком, высоком и т.
д.)
Определите, к какой группе растений относятся:
банан, ананас, черника, брусника.