Девиз: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»
Цель игры: повышение познавательной активности и интереса у учащихся к предмету; развитие мыслительной деятельности, логики и творческих способностей играющих; развитие культуры общения.
Игра проводится по аналогу телевизионной игры «Счастливый случай». Играют 2 смешанные команды школьников и родителей.
По очереди в течение двух минут каждой команде задаются вопросы. Выигрывает та команда, которая ответила правильно на большее число вопросов.
Оформление: бумага, линейки, фломастеры, плакаты для болельщиков, мешочек с бочонками.
Ход игры.
1 гейм. Разминка.
- Что легче: пуд ваты или пуд железа?
- Сколько горошин может войти в пустой стакан?
- Плохая отметка.
- Сколько букв в слове «математика»?
- Продолжи: «Обещанного … (три года ждут)»
- Сколько нас? «Ты да я, да мы с тобой?»
- Какое число стоит между числами 11 и 13?
- Танцует крошка, а всего одна ножка (юла).
- Что будет «завтра», а было «вчера»? (сегодня).
- Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром, называется… (радиус)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны - … (квадрат)
- График квадратичной функции (парабола)
- Какой угол опишет часовая стрелка за 2 часа? (60 градусов)
- Какая фигура образуется при пересечении двух прямых? (угол)
- Какие числа на Руси называли ломаными? (дроби)
- Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)
Слово жюри.
2 гейм. «Что мы помним, что мы знаем».
- Сумма длин всех сторон (периметр)
- Параллелограмм, у которого все углы прямые (прямоугольник)
- Наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия)
- Наука, изучающая свойства фигур в пространстве (стереометрия)
- Как называется знак корня? (радикал)
- Как называется первая координата точки? (абсцисса)
- Разделите 100 на половину. (200)
- Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
- Тысяча братьев одним кушаком опоясаны… (сноп)
- Стоит хлевец – в нём тысяча овец… (улей)
- Четыре крыла, а не птица, крыльями машет, а ни с места… (мельница)
- На одной яме сто ям с ямой… (напёрсток)
- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
- У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? (три)
- Утверждение, требующее доказательства (теорема)
- Угол, меньший прямого (острый)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус)
- Направленный отрезок (вектор)
Слово жюри.
3 гейм. По страницам истории или «заморочки» из бочки. Из мешочка капитанами команд по очереди вынимаются бочонки под номерами и ведущий задаёт соответствующий номеру вопрос.
- Кто автор первого учебника арифметики? (Магницкий)
- Первая женщина-математик (Ковалевская)
- Единица массы драгоценных камней (карат)
- Чему равен один пуд? (16 кг)
- Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль)
- В древности такого термина не было. Его ввёл в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (радиус)
- Это предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх с маленькими детьми. Что это? (кубик)
- Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? (нуль).
- Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению римского поэта Овидия (1 в.), был изобретён в Древней Греции? (циркуль)
- Какой древнегреческий учёный, математик, живший в 6 веке до н. э., произнёс «Числа правят миром»? (Пифагор).
- Кто из древних учёных воскликнул «Эврика!», определяя из чистого ли золота сделана царская корона? (Архимед)
- Кто своим указом от 1 января 1700 года в Москве велел все дома украсить ёлками и поздравить друг друга с новым годом и столетием? (Пётр 1).
- Назовите старинные русские денежные единицы (рубль, полтина, пятиалтынный, алтын, гривенник, деньга, грош, полушка).
- Назовите старинные русские меры длины (миля, верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, линия, четверть).
Слово жюри.
4 гейм. «Уменье везде найдёт примененье».
- Потрудимся над математическими терминами – определениями, понятиями. Командам предлагается одна из букв алфавита. Сегодня «именинницы» - буква «П» и буква «К».
Задание. ЗА 1 минуту на листке записать как можно больше слов из математики на эту букву.
Проводится жеребьёвка. По команде ведущего команды приступают к работе.
Слово жюри.
- Написать стихи на рифмы:
Потрудней | проходим |
Посложней | доходит |
Поспеваю | вычисляем |
Веселей | переставляем |
Рано | науку |
не лень | муку |
крана | лет |
день | нет |
Слово жюри.
- «Математики-художники». Проводится жеребьёвка.
Задание. Используя координаты точек, нарисовать «картину».
«Краб»
- Туловище: (0;4), (1;3), (3;1), (7;-4), (2;-7), (0;-3), (-2;-7), (-7;-4), (-3;1), (-1;3)
- Глаза: (-1;1), (1;1)
- Щупальца: (3;1), (8;8), (1;3) и (-3;1), (-8;8), (-1;3)
(7;-2), (11;2), (3;1) и (-7;-2), (-11;2), (-3;1)
(7;-2), (14;-2), (7;-4) и (-7;-2), (-14;-2), (-7;-4)
(7;-4), (15;-7), (2;-7) и (-7;-4), (-15;-7), (-2;-7)
«Попугай»
- Туловище: (0;12), (6;13), (5;9), (6;2), (1;-3), (-3;-6), (-4;-5), (-5;-2), (-10;-9), (-15;-13), (-3;10)
- Хохолок: (0;12), (-4;14), (6;13)
- Носик: (5;9), (7;8), (6;13)
- Нога: (1;-3), (4;-6), (-3;-6)
- Крыло: (-1;7), (2;6), (2;3), (-3;1), (-8;-2)
- Глаз: (4;11)
Слово жюри.
5 гейм. «Математический бой».
Задание. Члены команд по очереди называют пословицу или поговорку, в которой присутствует цифра «3» или «7». Та команда, которая не сможет назвать пословицу, проигрывает. Начинает проигрывающая команда.
Слово жюри.
Подведение итогов игры и награждение победителей.