Цель: разработать и внедрить систему активных методов оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников.
Задачи:
- гностические:
– анализ существующих программ по развитию взаимодействия дошкольников;
– разработка на основе компилятивного подхода с учетом принципов активных методов обучения технологии, направленной на оптимизацию межличностного взаимодействия старших дошкольников. - практические:
– реализация на практике разработанной технологии.
Работа проводится с обязательным учетом необходимых принципов.
- Принцип ведущего вида деятельности.
Ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. - Принцип партнерства.
Взгляд на ребенка, как на полноправного, значимого для взрослого партнера в условиях сотрудничества. - Принцип активного деятеля.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности ребенка. - Принцип диалогичности общения.
Он предусматривает равноправное субъект – субъектное взаимодействие взрослого и ребенка при совместном решении познавательных и практических задач.
Направления работы: дети старшего дошкольного возраста и педагоги, работающие с этими детьми.
Работа с детьми
Формы работы | Цель использования |
Фронтальные занятия | Дать детям новые знания |
Игры, игры-занятия | Закрепление полученных знаний, освоение новых в доступной форме |
Развлечения | Создание положительного настроя, закрепление и обыгрывание умений |
Тренинги | Упражнять в проигрывании моделей жизненных ситуаций, формирование и совершенствование навыков общения. |
Календарно-тематический план
Месяц | Неделя | |||
I | II | III | IV | |
Ноябрь Тема: Мир взаимоотношений. |
Занятие «Чудесный терем дружбы» | Занятие «Позовем сказку» | Занятие «Несколько вредных советов» | Игра-занятие «И я» упр-я «Я и другие» |
Декабрь Тема: Настроение эмоции. |
Занятие «Цветик-семицветик» | Упр-е «Азбука настроения», Упр-я на выражение эмоций |
Музыкальная игра-занятие «Дружная семья» | Занятие «Три характера», Этюды на выражение основных эмоций |
Январь Тема: Культура общения. |
Занятие «Поищем и найдем волшебные слова»; Упр-е «Достань слово из корзинки» |
Игра-занятие«Пожалуйста!», игра-занятие «Пустое место» |
Разыгрываниеситуаций; ролевая гимнастика | Развлечение «Без друзей не прожить» |
Февраль Тема: Самооценка детей. |
Занятие «Чудесный терем дружбы» | «Тренинг общения» | Игры: «Имя», «Я и другие», «Жмурки с колокольчиками» «Клеевой дождь» | Коллективный рисунок «Наш дом» |
Март Тема: Моя семья. |
Игра-занятие «Какие цветы ты подарил бы маме?», изготовление сувениров | Беседа «Моя семья», выставка семейных фотоальбомов |
Игра-занятие «Я приду к тебе в гости» | Развлечение «Чтобы гости не скучали» |
Апрель Тема: отношения со сверстниками. |
Игра-занятие «Мы друзья-товарищи» | Игры: «Спина к спине», «Встреча сказочных героев», «Закончи ситуацию», | Игра –занятие «Пишущая машинка» | Рисунки «Мои друзья» |
Май Тема: мир взаимоотношений. |
«Тренинг общения» | Игры: «Сказка по кругу», «Клеевой дождь», «Закончи ситуацию». | Игра-занятие «Чудесный терем дружбы» | Развлечение «Вместе весело шагать!» |
Занятия проходятся по 30-35 минут, т.к. участники-дети старшего дошкольного возраста. Время проведения занятия зависит от внимания, интересов и активности детей. Структура тренинга: разминка («разогреть» внимание и интерес ребенка); психогимнастика; упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативная часть; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции; окончание занятия (закрепление положительного эффекта). Тренинги длились в зависимости от самочувствия детей.
Тематический план занятий
№ | тема | Кол-во | Краткое содержание |
1 | Мир взаимоотношений | 4 | Формирование умения адекватно оценивать поступки, знакомство с Теремом дружбы, рассуждения о поступках героев, игра «И я»; использование книги Гр. Остера «Непослушным детям». |
2 | Настроение, эмоции | 3 | Загадывание желаний для себя и других, определение настроения другого по внешним признакам, прослушивание музыкальных произведений Кабалевского. |
3 | Культура общения | 2 | «Поиск» волшебных слов, взаимодействия с использованием вежливых слов. |
4 | Уровень самооценки детей | 1 | Игра с Теремом дружбы, составление рассказов о себе, использование фотографий. |
5 | Моя семья | 3 | Моделирование общения продавца с покупателем, изготовление сувениров; беседа о мамах; обыгрывание ситуаций общения хозяина и гостей; беседа о составе семьи. |
6 | Отношения со сверстниками | 2 | Составление рассказа о товарище, работа с фотографиями, игра с буквами (на взаимодействие). |
7 | Мир взаимоотношений | 1 | Итоговое. Терем дружбы. Составление загадок и рассказов друг о друге (внешний вид, черты характера, поступки). |
Тематика развлечений
Тема | Краткое содержание |
«Без друзей не прожить» | Драматизация (сценка о животных). |
«Чтобы гости не скучали» | Словесные игры, юмористические инсценировки. |
«Вместе весело шагать!» | Командные игры-эстафеты. |
Работа с педагогами
Формы работы | Цель использования |
Консультации | Дать педагогам психолого-педагогические знания по выбранной теме, вызвать интерес к проблеме. |
Проблемный семинар (лекция-диалог, практикум, семинар-практикум) | Активное участие педагогов, обыгрывание проблемных ситуаций, повышение профессионального уровня педагогов. |
Тренинги | Включение в опыт интенсивного общения, релаксация. |
Тематический план
Месяц | Форма работы | Содержание |
Ноябрь | Консультация | Ознакомление с результатами исследования, информация об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста. |
Декабрь | Тренинг на развитие понимания экспрессий психического состояния личности | Упражнения: «Кот это?», «Зеркало», «Телетакт», «Ассоциации». |
Январь | Лекция-диалог | Теоретические основы педагогического общения |
Февраль | Практикум | Психологический микроклимат в группе дошкольников. |
Апрель | Семинар-практикум (тренинг) | Психологическая коррекция общения. |