Тип учебного занятия: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Этот урок актуален по нескольким причинам:
- содержательный аспект: значимость содержания, его проблематичность максимально приближают учащихся в изучении данной темы к жизненным ситуациям, показывает насколько часто, применяется в жизни и науках данная тема;
- задачи развития: развитие способности к абстрагированию творческого воображения, ясности, правильности речи;
- задачами обучения на данном уроке будут формирование твёрдых учебных навыков умножения дробей, нахождения дроби от числа.
- адекватность урока возрастным особенностям школьников;
- учёт индивидуальных особенностей детей, так как на уроке создаётся такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, ценить мнение другого, менять своё мнение, если оно ошибочно, не конфликтовать, приходить к согласию в интересах общего дела.
Форма проведения: групповая работа.
Методы обучения:репродуктивный, проблемно - поисковый, исследовательский.
Цели (для учителя):
- стимулировать познавательный интерес учащихся;
- активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
- рассмотреть практическое применение знаний;
- развивать умственную деятельность, память, умения применять информационные технологии
- вызвать интерес к изучению темы посредством создания игровых, проблемных ситуаций.
Цели урока (для ученика): ученик должен убедить себя в том, что:
- может справиться с решением предложенных задач;
- хорошая команда – залог успеха;
- решать творческие задачи интереснее.
Задачи занятия:
- Воспитательная:
- развитие познавательного интереса учащихся,
- развитие коммуникационного общения,
- развитие уверенности в собственных силах,
- возможность «найти себя», «стать успешным».
- Учебная:
- актуализировать субъектный опыт учащихся
- умение применять современные информационные технологии.
- Развивающая:
- развитие приемов умственной деятельности, памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением затруднений),
- активная деятельность способствует лучшему усвоению материала.
Наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал:
- для каждой группы ноутбук;
- задания в электронном варианте (приложение 2);
- пакеты документов для каждой группы (список документов, маршрутный лист, карта, словарь, таблицы самооценки, задания для каждой группы в печатном варианте «Сиреневые», «Зелёные», «Розовые», «Оранжевые», «Жёлтые»);
- компьютер для учителя;
- презентация (Приложение 3);
- ватман для оформления ответов групп;
- магниты для доски;
- маркеры;
- учебник под редакцией А.Г.Мордковича;
- рабочие тетради.
Организация занятия:
- Подготовка к восприятию темы занятия, постановка цели (2 мин.).
- Пояснения по организации занятия (игры) (2 мин.).
- «Проверка работы бортового компьютера». Математический тренажер (2 мин.).
- «Полёт». Работа в группах (25 мин.).
- Представление и защита своей деятельности (по 1 минуты от группы, всего 5 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
- Оценивание своей деятельности, работа с листами самооценки. (2 мин.).
Ход урока
Вовлечение в деятельность:
Учитель. Здравствуйте! Садитесь! Напомните, над какой темой мы с вами работали на предыдущих занятиях.
Ученики. Нахождение дроби от числа.
Учитель. Так как сегодня мы завершаем работу над этой темой, то вы должны повторить и обобщить знание и умение нахождения дроби от числа при решении текстовых задач. Но я уверена, что каждый из вас пришел на занятие со своей целью, определите её для себя? Давайте вспомним, какие знания и умения нам нужны для работы над темой «Нахождение дроби от числа»?
Ученики. (проговаривая, что они должны уметь и формулируя правила).
- Находить дробь от числа.
- Находить проценты от числа.
- Записывать смешанное число в виде неправильной дроби.
- Выделять целую и дробную части.
- Умножать смешанные числа.
- Умножать обыкновенные дроби.
- Умножать целое число на обыкновенную дробь.
- Сокращать дроби.
Учитель. Молодцы! Откройте тетради, запишите число, тему занятия.
Учитель. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Каждая группа – это экипаж ракеты, который стартует с планеты Земля на планету МиФ (Математика и Фантазия), где живут дроби. На ваших партах лежит пакет документов, цвет которых соответствует цвету вашего корабля. В пакет документов вложена карта движения и маршрутный лист. На карте прокладываете ваш маршрут, а последовательность выполнения задания - в маршрутном листе. Полетные задания находятся в вашем бортовом компьютере, а также в папке, которая лежит на вашей парте. Правильность выполнения задания вы можете проверить в папке-проверке. Если задание выполнено верно, вы можете двигаться дальше . После удачного преодоления каждого участка пути, вы получаете бонус. Бонусом является буква или слог или часть слова, который вы выписываете. В случае затруднений обращайтесь в центр управления полётом (Учитель).
Итак, вы успешно заняли места в ракете. Чтобы отправиться в полёт необходимо проверить работу бортового компьютера. Откройте папки. Карточка № 20.
· 0;
· 1;
·;
·;
· 0;
1 ·;
· 0;
1 ·;
;
;
0 ·;
· ·;
0 · ;
·;
1 · .
На проверку бортового компьютера даётся 2 мин. (Дети в тетрадях записывают ответы).
Проверка завершена.
Через 2 минуты откладываем папки в сторону.
Молодцы. Вы успешно стартовали, чтобы также успешно совершить посадку, вы должны распечатать пакет документов, и действовать в соответствии с картой и маршрутным листом.
Работают самостоятельно. Учитель является «дирижером».
Учащиеся работают с маршрутным листом.
Маршрутный лист.
- Проверка бортового компьютера.
- «Ракета».
- Волшебный сад.
- Озеро Неизвестности.
- Река Вычислений.
- Пролив Задач.
- Дворец Смекалки.
- Таблица самооценки.
Прокладывают маршрут путешествия по карте.
ГРУППА № 1.
- Длина самого маленького динозавра (компсогната) составляет 3 % длины самого большого (брахиозавра). Какова длина компсогната, если длина брахиозавра равна 23 метра? (ЗО).
- Африканский слон весит 8 тонн. Каков вес индийского слона, если он составляет веса африканского? (ЛО).
- В 30 году до нашей эры население Афин составляло 200000 человек. Сколько было мужчин, если известно, что они составляли всего населения? (О).
- Река Нил – крупнейшая в мире. Её длина 6650 км. Найдите длину реки Волга, если известно, что она составляет 55 % длины Нила. (Я).
- Ширина футбольного поля составляет его длины. Найти ширину, если длина равна 120 метров. (ГИ).
(ЗООЛОГИЯ)
ГРУППА № 2.
- Длина теплохода ЛС – 56 19,8 м. Найдите его ширину, если она составляет длины. (ГЕ).
- Площадь пустыни Сахара 9000000 км2. Одну её треть занимают пески, остальную – каменистые пустоши. Найдите какую площадь занимают пески? (ГРА).
- Взрослый динозавр (тираннозавр) достигал 14 метров в длину. Найдите его высоту, если она составляет длины динозавра. (О).
- Площадь Тихого океана равна 166 млн. км2. Найдите площадь Индийского океана, если она составляет 45 % площади Тихого океана. (Я).
- Растительное масло стоило 64 рубля. Найдите его стоимость после уценки на 5 %. (ФИ).
(ГЕОГРАФИЯ)
ГРУППА № 3
- Голова человека составляет длины тела. Найдите длину головы человека, если его рост 144 см. (МЕ).
- Масса крови взрослого человека составляет от его массы тела. Какова масса крови у человека массой 80 кг? (ЦИ).
- Слух человека составляет всего 10 % от слуха волка. За сколько шагов охотник может услышать волка, если волк услышит человека за 50шагов? (ДИ).
- Из 30 учащихся 6 класса очень боятся похода к стоматологу часть всех учащихся. Сколько учащихся следят за своими зубами? (Н).
- Петя съел 6 конфет за день, а Алёша съел этого количества. На сколько конфет Алёша съел больше? (А).
(МЕДИЦИНА)
ГРУППА № 4
- Из 30 учащихся, учащихся в 6 классе, часть всего количества недосыпают регулярно 1 час в день, часть – 2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один день? (Э).
- Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина. При курении дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? (НО).
- Ваня тратит карманных денег. Какую сумму он накопит за год, если в месяц ему дают 280 рублей? (КО).
- Банк начисляет на вклад 19% за год. Какую сумму получит через год Буратино, если положит на счёт 100 золотых монет. (КА).
- В сезон распродаж стоимость велосипеда уменьшилась на 25%. На сколько рублей велосипед стал дешевле, если его первоначальная стоимость была 1500 рублей? (МИ).
(ЭКОНОМИКА)
ГРУППА № 5
- Из 200 привезённых лампочек 3 % оказались разбитыми. Сколько лампочек разбили? (АР).
- Финики содержат сахара. Сколько граммов сахара в 4 кг фиников? (ТЕК).
- Лесорубы заготовили 1600 м3 леса. отправили по воде, остальной по – железной дороге. Сколько леса отправили по железной дороге? (ХИ).
- Туристы прошли всего пути. Сколько километров они прошли, если весь путь 450 км? (РА).
- Для озеленения территории парка 25 % его площади отвели под посадку клёнов. Какую площадь занимают клёны, если площадь парка 200 м2? (ТУ).
(АРХИТЕКТУРА)
Представление и защита своей деятельности.
(5 команд по 1 минуты, всего 5 минут).
Капитаны экипажей, отчитайтесь по выполнению полётного задания.
Выходят по очереди капитаны команд представляют и защищают результаты своей деятельности.
Что нового для себя, вы узнали , выполняя полётные задания?
Наше путешествие завершено, чтобы вернуться на планету Земля, вы должны заполнить таблицу самооценки.
Экипажи собирают и сдают пакеты документов и бортовые журналы.
Оценивание своей деятельности (2 минуты).
Таблица самооценки
Фамилия |
|||
|
Знаю правило, умею применять, могу объяснить |
Знаю правило, могу применить, не могу объяснить |
Знаю правило, затрудняюсь применить |
Сокращение дробей |
|
|
|
Выделение целой и дробной части |
|
|
|
Запись смешанного числа в виде неправильной дроби |
|
|
|
Умножение целого числа на обыкновенную дробь |
|
|
|
Умножение обыкновенных дробей |
|
|
|
Умножение смешанных чисел |
|
|
|
Нахождение дроби от числа |
|
|
|
Нахождение процентов от числа |
|
|
|
Домашнее задание. (1–2 минуты).
1-я группа № 526; 2-я группа № 527; 3-я группа № 541; 4-я группа № 545; 5-я группа № 532.
Приложения 2 и 3 вы можете получить у автора статьи.