Разработка урока по теме "Нахождение дроби от числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип учебного занятия: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Этот урок актуален по нескольким причинам:

  • содержательный аспект: значимость содержания, его проблематичность максимально приближают учащихся в изучении данной темы к жизненным ситуациям, показывает насколько часто, применяется в жизни и науках данная тема;
  • задачи развития: развитие способности к абстрагированию творческого воображения, ясности, правильности речи;
  • задачами обучения на данном уроке будут формирование твёрдых учебных навыков умножения дробей, нахождения дроби от числа.
  • адекватность урока возрастным особенностям школьников;
  • учёт индивидуальных особенностей детей, так как на уроке создаётся такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, ценить мнение другого, менять своё мнение, если оно ошибочно, не конфликтовать, приходить к согласию в интересах общего дела.

Форма проведения: групповая работа.

Методы обучения:репродуктивный, проблемно - поисковый, исследовательский.

Цели (для учителя):

  • стимулировать познавательный интерес учащихся;
  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
  • рассмотреть практическое применение знаний;
  • развивать умственную деятельность, память, умения применять информационные технологии
  • вызвать интерес к изучению темы посредством создания игровых, проблемных ситуаций.

Цели урока (для ученика): ученик должен убедить себя в том, что:

  • может справиться с решением предложенных задач;
  • хорошая команда – залог успеха;
  • решать творческие задачи интереснее.

Задачи занятия:

  1. Воспитательная:
  • развитие познавательного интереса учащихся,
  • развитие коммуникационного общения,
  • развитие уверенности в собственных силах,
  • возможность «найти себя», «стать успешным».
  1. Учебная:
  • актуализировать субъектный опыт учащихся
  • умение применять современные информационные технологии.
  1. Развивающая:
  • развитие приемов умственной деятельности, памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением затруднений),
  • активная деятельность способствует лучшему усвоению материала.

Наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал:

  • для каждой группы ноутбук;
  • задания в электронном варианте (приложение 2);
  • пакеты документов для каждой группы (список документов, маршрутный лист, карта, словарь, таблицы самооценки, задания для каждой группы в печатном варианте «Сиреневые», «Зелёные», «Розовые», «Оранжевые», «Жёлтые»);
  • компьютер для учителя;
  • презентация (Приложение 3);
  • ватман для оформления ответов групп;
  • магниты для доски;
  • маркеры;
  • учебник под редакцией А.Г.Мордковича;
  • рабочие тетради.

Организация занятия:

  • Подготовка к восприятию темы занятия, постановка цели (2 мин.).
  • Пояснения по организации занятия (игры) (2 мин.).
  • «Проверка работы бортового компьютера». Математический тренажер (2 мин.).
  • «Полёт». Работа в группах (25 мин.).
  • Представление и защита своей деятельности (по 1 минуты от группы, всего 5 мин.).
  • Домашнее задание (2 мин.).
  • Оценивание своей деятельности, работа с листами самооценки. (2 мин.).

Ход урока

Вовлечение в деятельность:

Учитель. Здравствуйте! Садитесь! Напомните, над какой темой мы с вами работали на предыдущих занятиях.

Ученики. Нахождение дроби от числа.

Учитель. Так как сегодня мы завершаем работу над этой темой, то вы должны повторить и обобщить знание и умение нахождения дроби от числа при решении текстовых задач. Но я уверена, что каждый из вас пришел на занятие со своей целью, определите её для себя? Давайте вспомним, какие знания и умения нам нужны для работы над темой «Нахождение дроби от числа»?

Ученики. (проговаривая, что они должны уметь и формулируя правила).

  • Находить дробь от числа.
  • Находить проценты от числа.
  • Записывать смешанное число в виде неправильной дроби.
  • Выделять целую и дробную части.
  • Умножать смешанные числа.
  • Умножать обыкновенные дроби.
  • Умножать целое число на обыкновенную дробь.
  • Сокращать дроби.

Учитель. Молодцы! Откройте тетради, запишите число, тему занятия.

Учитель. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Каждая группа – это экипаж ракеты, который стартует с планеты Земля на планету МиФ (Математика и Фантазия), где живут дроби. На ваших партах лежит пакет документов, цвет которых соответствует цвету вашего корабля. В пакет документов вложена карта движения и маршрутный лист. На карте прокладываете ваш маршрут, а последовательность выполнения задания - в маршрутном листе. Полетные задания находятся в вашем бортовом компьютере, а также в папке, которая лежит на вашей парте. Правильность выполнения задания вы можете проверить в папке-проверке. Если задание выполнено верно, вы можете двигаться дальше . После удачного преодоления каждого участка пути, вы получаете бонус. Бонусом является буква или слог или часть слова, который вы выписываете. В случае затруднений обращайтесь в центр управления полётом (Учитель).

Итак, вы успешно заняли места в ракете. Чтобы отправиться в полёт необходимо проверить работу бортового компьютера. Откройте папки. Карточка № 20.

 · 0;

· 1;

·;

·;

 · 0;

1 ·;

· 0;

1 ·;

;

;

0 ·;

·  ·;

0 · ;

 ·;

1 · .

На проверку бортового компьютера даётся 2 мин. (Дети в тетрадях записывают ответы).

Проверка завершена.

Через 2 минуты откладываем папки в сторону.

Молодцы. Вы успешно стартовали, чтобы также успешно совершить посадку, вы должны распечатать пакет документов, и действовать в соответствии с картой и маршрутным листом.

Работают самостоятельно. Учитель является «дирижером».

Учащиеся работают с маршрутным листом.

Маршрутный лист.

  1. Проверка бортового компьютера.
  2. «Ракета».
  3. Волшебный сад.
  4. Озеро Неизвестности.
  5. Река Вычислений.
  6. Пролив Задач.
  7. Дворец Смекалки.
  8. Таблица самооценки.

Прокладывают маршрут путешествия по карте.

ГРУППА № 1.

  1. Длина самого маленького динозавра (компсогната) составляет 3 % длины самого большого (брахиозавра). Какова длина компсогната, если длина брахиозавра равна 23 метра? (ЗО).
  2. Африканский слон весит 8 тонн. Каков вес индийского слона, если он составляет  веса африканского? (ЛО).
  3. В 30 году до нашей эры население Афин составляло 200000 человек. Сколько было мужчин, если известно, что они составляли  всего населения? (О).
  4. Река Нил – крупнейшая в мире. Её длина 6650 км. Найдите длину реки Волга, если известно, что она составляет 55 % длины Нила. (Я).
  5. Ширина футбольного поля составляет  его длины. Найти ширину, если длина равна 120 метров. (ГИ).

(ЗООЛОГИЯ)

ГРУППА № 2.

  1. Длина теплохода ЛС – 56 19,8 м. Найдите его ширину, если она составляет  длины. (ГЕ).
  2. Площадь пустыни Сахара 9000000 км2. Одну её треть занимают пески, остальную – каменистые пустоши. Найдите какую площадь занимают пески? (ГРА).
  3. Взрослый динозавр (тираннозавр) достигал 14 метров в длину. Найдите его высоту, если она составляет  длины динозавра. (О).
  4. Площадь Тихого океана равна 166 млн. км2. Найдите площадь Индийского океана, если она составляет 45 % площади Тихого океана. (Я).
  5. Растительное масло стоило 64 рубля. Найдите его стоимость после уценки на 5 %. (ФИ).

(ГЕОГРАФИЯ)

ГРУППА № 3

  1. Голова человека составляет   длины тела. Найдите длину головы человека, если его рост 144 см. (МЕ).
  2. Масса крови взрослого человека составляет  от его массы тела. Какова масса крови у человека массой 80 кг? (ЦИ).
  3. Слух человека составляет всего 10 % от слуха волка. За сколько шагов охотник может услышать волка, если волк услышит человека за 50шагов? (ДИ).
  4. Из 30 учащихся 6 класса очень боятся похода к стоматологу  часть всех учащихся. Сколько учащихся следят за своими зубами? (Н).
  5. Петя съел 6 конфет за день, а Алёша съел  этого количества. На сколько конфет Алёша съел больше? (А).

(МЕДИЦИНА)

ГРУППА № 4

  1. Из 30 учащихся, учащихся в 6 классе,  часть всего количества недосыпают регулярно 1 час в день,  часть – 2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один день? (Э).
  2. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина. При курении  дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? (НО).
  3. Ваня тратит  карманных денег. Какую сумму он накопит за год, если в месяц ему дают 280 рублей? (КО).
  4. Банк начисляет на вклад 19% за год. Какую сумму получит через год Буратино, если положит на счёт 100 золотых монет. (КА).
  5.  В сезон распродаж стоимость велосипеда уменьшилась на 25%. На сколько рублей велосипед стал дешевле, если его первоначальная стоимость была 1500 рублей? (МИ).

(ЭКОНОМИКА)

ГРУППА № 5

  1. Из 200 привезённых лампочек 3 % оказались разбитыми. Сколько лампочек разбили? (АР).
  2.  Финики содержат  сахара. Сколько граммов сахара в 4 кг фиников? (ТЕК).
  3. Лесорубы заготовили 1600 м3 леса.  отправили по воде, остальной по – железной дороге. Сколько леса отправили по железной дороге? (ХИ).
  4. Туристы прошли  всего пути. Сколько километров они прошли, если весь путь 450 км? (РА).
  5. Для озеленения территории парка 25 % его площади отвели под посадку клёнов. Какую площадь занимают клёны, если площадь парка 200 м2? (ТУ).

(АРХИТЕКТУРА)

Представление и защита своей деятельности.

(5 команд по 1 минуты, всего 5 минут).

Капитаны экипажей, отчитайтесь по выполнению полётного задания.

Выходят по очереди капитаны команд представляют и защищают результаты своей деятельности.

Что нового для себя, вы узнали , выполняя полётные задания?

Наше путешествие завершено, чтобы вернуться на планету Земля, вы должны заполнить таблицу самооценки.

Экипажи собирают и сдают пакеты документов и бортовые журналы.

Оценивание своей деятельности (2 минуты).

Таблица самооценки

Фамилия

 

Знаю правило, умею применять, могу объяснить

Знаю правило, могу применить, не могу объяснить

Знаю правило, затрудняюсь применить

Сокращение дробей

 

 

 

Выделение целой и дробной части

 

 

 

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

 

 

 

Умножение целого числа на обыкновенную дробь

 

 

 

Умножение обыкновенных дробей

 

 

 

Умножение смешанных чисел

 

 

 

Нахождение дроби от числа

 

 

 

Нахождение процентов от числа

 

 

 

Домашнее задание. (1–2 минуты).

1-я группа № 526; 2-я группа № 527; 3-я группа № 541; 4-я группа № 545; 5-я группа № 532.

Приложение 1

Приложения 2 и 3 вы можете получить у автора статьи.