Цели:
- закрепить знания детей о зиме;
- обогащать словарь;
- продолжать работу над формированием грамматических категорий;
- развивать фонематический слух;
Оборудование: картинный и раздаточный материал.
Оформление: облака, солнышко, снежинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Дети заходят в группу и становятся около стульчиков.
Логопед:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– О каком времени года я сказала?
Дети: О зиме. (Ответивший ребёнок садится на стульчик)
Логопед: Как называется первый зимний месяц?
Дети: Первый зимний месяц – декабрь.
Логопед: А кто что может сказать о декабре?
Дети: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Логопед: Какой второй месяц зимы?
Дети: Второй зимний месяц – январь
Логопед: Кто что знает о январе? – Открываем календарь – начинается январь
Логопед: Как называется третий месяц зимы?
Дети: Третий зимний месяц – февраль
Логопед. Что вы можете сказать про
февраль?
Дети:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой вьётся по земле
Лёгкая позёмка.
Логопед: Какие пословицы о зиме вы знаете?
Дети называют пословицы о зиме и садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, посмотрите как оформлена наша группа. Как много снежинок, ёлочек. Но одна снежинка от всех других отличается, наверное, хочет, чтобы её заметили. Давайте посмотрим, что это за интересная снежинка.
На снежинке надпись – «Смотрите телевизор».
2.
Логопед включает телевизор (на видеокассете – фильм).
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята, озорные дошколята!
Вот наступил конец зимы,
И вновь должны расстаться мы.
Но должен я вам всем признаться,
Мне трудно с вами расставаться.
Чтоб встречи наши вам запомнились,
Хочу я сделать вам сюрприз.
Высоко за облаками,
Где только ясный месяц спит,
Где солнце тучки укрывают,
Волшебный сундучок висит.
Но достать его не просто детям маленького роста,
Нужно очень много знать
И нам все знанья показать.
Вас в путь ведут лесные хищники,
Мои друзья, мои помощники.
Они заданья зададут,
И к сундучку вас приведут.
– Успехов вам, ребята, в добрый путь!
Логопед: Итак, ребята, в добрый путь!
На доске картина, на которой изображены следы зверей и их «домики». Внизу картинки с изображением диких животных и их детёнышей.
3.
Логопед (берёт одну картинку): Кто это?
Дети: Медведица с медвежонком.
Логопед: Они предлагают нам задание. Образование сложных слов:
Сам + летает
= лес
+ рубит
= пыль
+ сосёт =
Лёд + рубит
=
лёд + колет
=
сам + варит =
Пар + ходит
= пар
+ возит
= нос
+ рог =
Лист + падает
=
снег + падает
= звезда
+ падает =
Логопед: Чьи это следы?
Дети: Медвежьи.
Логопед: Они привели нас в чей дом?
Дети: В медвежий.
Логопед: Как называется медвежий дом?
Дети: Берлога.
Логопед: В берлоге есть ещё для вас задания.
4. Синтаксическая игра «Какое слово я зашифровала?»
При помощи вопросов узнать слова, зашифрованные в схему – малина, мёд
Логопед (показывая следующую картинку): Кто это?
Дети: Лисица с лисёнком.
Логопед: Они приготовили для вас задание:
5. Дидактическая игра «Найди слова в слове»
СНЕГОВИК
Дети выполняют задание: снег, воск, т.д.
Логопед: Чьи это следы?
Дети: Лисьи.
Логопед: В чей домик ведут нас лисьи следы?
Дети: В лисий.
Логопед: Как называется лисий домик?
Дети: Нора.
Логопед: Здесь лисица с лисенком вам оставили задание:
6. Синтаксическая игра «Составь предложение»
По картинкам составить сложносочинённые предложения с союзом «а»: Лимон кислый, а груша сладкая., волк злой, а кошка добрая., т.д.
7. Физминутка «Вышли звери на полянку»
Логопед (показывая следующую картинку): Кто это?
Дети: Зайчиха с зайчонком.
Логопед: Чьи следы?
Дети: Заячьи.
Логопед: Где находится заячий домик?
Дети: Под кустом.
Логопед: Зайчиха с зайчонком приготовили вам следующее задание:
8. Синтаксическая игра «Какое предложение верное?»
– Кате подарили куклу, потому что у неё сегодня
День рождения. У Кати сегодня День рождения,
потому что ей подарили куклу.
– На улице мороз, потому что наступила зима.
Наступила зима, потому что на улице мороз.
– Пришла весна, потому что начал таять снег.
Начал таять снег, потому что пришла весна.
– Скворцы прилетели, потому что наступила весна.
Наступила весна, потому что прилетели скворцы.
Логопед (показывает изображение следующего животного): Кто это?
Дети: Бельчиха с бельчонком.
Логопед: Чьи следы?
Дети: Беличьи.
Логопед: В чей дом ведут нас беличьи следы?
Дети: В беличий.
Логопед: В беличьем домике нам приготовлено следующее задание:
9. Синтаксическая игра «Составь предложение»
Составление сложных предложений из двух простых с помощью союза «который».
– Лариса катается на коньках. Коньки ей
подарили на День рождения.
– Лиса гордится своей шубой. Шуба зимой
становится ещё красивее.
– Зимой белка питается грибами и орешками. Грибы
и орешки она запасает летом.
– Дети ждут наступления зимы. Зима приходит
после осени.
10. Синтаксическая игра «Из одного слова несколько»
ЗИМУШКА
Дети придумывают слова, начинающиеся на каждую букву данного слова.
11. Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Д, О, О, Ц, Ы, М, Л (молодцы)
Логопед: Молодцы ребята, очень хорошо вы сегодня работали.
Звучит музыка, опускается одно облако, за которым спрятан сундучок с сюрпризом. Логопед раздаёт детям небольшие подарки.