"Координатная плоскость". Урок математики в 6-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательная:

  • учить применять математические термины, читать графики;
  • формировать навыки построения и нахождения точек по заданным координатам;
  • закреплять навыки решения уравнений;

Развивающая:

  • развивать кругозор, предметную речь;
  • развивать познавательный интерес учащихся к математике;

Воспитательная:

  • формировать ответственность, справедливость, самооценку;
  • воспитывать у учащихся умение работать в команде.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • интерактивная доска;
  • карточки,
  • раздаточный материал;
  • оценочные листы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель - подготовить учащихся к работе на уроке:

  • определение отсутствующих;
  • настрой учащихся на работу, ознакомление с правилами проведения урока-турнира;
  • сообщение темы и цели урока.

Учащиеся делятся на две команды по 10-12 человек, выбирают капитанов.

Представляется жюри, состоящее из учителей, присутствующих на открытом уроке.

II. Проведение конкурсов.

Цель- актуализация опорных знаний, воспроизведение и коррекция знаний и умений, применение приобретенных знаний в новых условиях, развитие умения работать в команде, познавательного интереса к предмету, формирование самооценки.

Капитанам выданы оценочные листы, где они отмечают всех учащихся, принимающих участие в каждом конкурсе. Жюри получает лист с перечнем конкурсов, на котором они выставляют командам баллы.

Конкурс “Картинная галерея”

В этом конкурсе (домашнее задание) принимают участие все члены команд. Они сдают выполненные дома в координатной плоскости рисунки капитанам команд, которые помещают их в заранее заготовленные папки. Капитаны команд передают папки жюри. Жюри оценивает правильность выполнения и качество представленных от команд работ. Каждая правильно выполненная работа- 1 балл.

Эстафета (на интерактивной доске).

Пока жюри оценивает работы первого конкурса, проводится конкурс “Разминка-эстафета”. Учащиеся (по 5 человек от команды) по очереди выходят к доске, отмечают в координатной плоскости точки и соединяют их последовательно отрезками. На доске заранее заготовлена координатная плоскость. Во время конкурса учитель следит за правильностью выполнения задания членами команд и добивается того, чтобы каждый учащийся отметил координаты верно. В результате выполнения работы на доске появляется изображение оленя.

За победу в этом конкурсе жюри присуждает победившей команде одно очко.

(каждой команде дать карточки с координатами)

I команда рисует по точкам:

1) (0;0), (0;1), (-1;1), (-1;4);

2) (0;4), (0;5), (4;5), (4;7), (3;7);

3) (3;6), (2;6), (2;7), (1;7), (1;6);

4) (0;6), (0;7), (-1;7), (-1;5);

5) (-2;5), (-3;4), (-4;4), (-4;2).

II команда рисует по точкам:

1) (7;0), (7;-3);

2) (6;-3), (6;-1), (5;-1), (5;-7);

3) (4;-7), (4;-5), (3;-5), (3;-3);

4) (0;-3), (0;-5), (-1;-5), (-1;-7);

5) (-2;-7), (-2;-2), (-3;-2), (-3;2), (-4;2).

Конкурс капитанов.

Этот конкурс проводится по принципу игры “Что? Где? Когда?”. На столе разложены карточки с вопросами. Которые капитаны вытягивают по очереди. Жюри за каждый верный ответ присуждает команде один балл. Если капитан даёт неверный ответ, то ему может помочь команда. Если команда не знает верного ответа, право ответа передаётся команде соперника. За ответ с помощью команды - 0,5 балла, за ответ на вопрос соперника – 0,5 балла.

Вопросы: (каждый вопрос на отдельной карточке)

  1. Под каким углом пересекаются координатные прямые, образующие систему координат на плоскости?
  2. Как называют каждую из координатных прямых?
  3. Как называют точку пересечения координатных прямых?
  4. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  5. Как называют первое из двух чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  6. Как называют второе из двух чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  7. В какой координатной четверти находится точка с положительными координатами?
  8. В какой координатной четверти находится точка с отрицательными координатами?
  9. Какой координатной оси принадлежат точки, абсциссы которых равны нулю?
  10. Где на координатной плоскости лежат точки, ординаты которых равны нулю?

Конкурс “Знатоки”

Обе команды получают задания на карточках. Пока одна команда отвечает, другая команда выполняет задания на месте (решает уравнения), находит координаты точек, дописывает их на карточку, которую потом передаёт жюри, предварительно перенеся ответы на заранее заготовленные листы ватмана с условием заданий.

Задание команде I: <Приложение. Слайд 2.>

Ответьте на вопросы по рисунку (слайд рисунка на доске)

а) Назовите координаты точек А, D, E, T, P, M, K, C.

б) Какие из данных точек принадлежат оси абсцисс?

в) Какие из данных точек принадлежат оси ординат?

г) Назовите параллельные прямые.

д) Назовите перпендикулярные прямые.

е) Пересекаются ли прямые DE и TK?

Задания команде II: (заранее заготовить координатную плоскость на доске).

Членам команды раздать карточки с уравнениями. Ученики решают уравнения, в карточке записывают ответ, а на заготовленном заранее листе ватмана записывают координаты точек. Когда весь лист будет заполнен, все решающие по порядку отмечают свои точки и соединяют их отрезками. Получаем рисунок ракеты. ( уравнения ученики решают в тетрадях).

а) 3a + 5 = 8a – 15 A(a; 0)

б) 3b + 16 = 8b – 9 B(b; 4)

в) 4 +25c = 6 + 24c C(2; c)

г) 4(d – 3) – 16 = 5(d – 5) D(d; 3)

д) 5e + 27 = 4e + 21 E(e; 0)

е) 4(3 + 2f) + 30 = 2(3 – 2f) F(-3; f)

ж) 3(4h – 8) = 3h – 6 H(h; -2)

з) 1 – 5(1,5 + k) = 6 – 7,5k K(k; -4)

Командный конкурс. <Приложение. Слайд 3.>

(Дети на местах могут также пользоваться графиком из учебника).

На экране помещается слайд 3 с графиком движения двух автомобилей: грузового (отрезок АВ) и легкового (отрезок СD) (задание №1445 учебника).

Ответить на вопросы , пользуясь графиком: I команде – по движению грузового автомобиля, II команде – по движению легкового автомобиля.

Вопросы I и II командам:

1) В какое время вышли автомобили из города? /груз.- в 2ч., легк.- в 4ч./

2) На каком расстоянии от города был грузовой автомобиль в 4ч., в 6ч 30 мин? /100км, 220км/

3) В какое время грузовой автомобиль находился в 135км от города, в 210км от города? /4,75ч, 6, 25 ч/

4) На каком расстоянии от города был легковой автомобиль в 4ч 30 мин, в 7ч? /45км, 270км/.

5) В какое время легковой автомобиль находился в 135км от города, в 225км от города? /5,5ч, 6,5ч/

6) В какое время и на каком расстоянии от города легковой автомобиль догнал грузовой? /6,5ч, 225км/

7) На каком расстоянии друг от друга были автомобили в 5 ч? / 60км/

Каждая команда обсуждает ответы на вопросы, записывает их на карточке. Затем капитаны команд отвечают на вопросы и передают в жюри карточки с ответами.

Жюри оценивают ответы команд.

За каждый верный ответ – 1 балл.

Ш. Подведение итогов турнира.

Для подведения итогов турнира предоставить слово жюри. Капитаны команд сдают оценочные листы, где они отмечали учащихся, принимающих участие в конкурсах. Всем участникам объявляются оценки (в соответствии с их участием в конкурсах). Обеим командам вручить сладкие призы и поблагодарить за участие.

IV Домашнее задание <Приложение. Слайд 4.>

№1464; №1466; №1467. Учебник_для 6 класса общеобразовательных учреждений . Авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Москва.: Мнемозина, 2006.