Урок математики по теме "Внетабличное умножение и деление"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и систематизация знаний по данной теме

Задачи:

1. Отработать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное и вычислительные приёмы деления;

2. Развивать внимание, мышление, кругозор.

Оборудование:

  1. Проектор
  2. Презентация (Приложение 1)
  3. Карточки с заданиями (Приложение 2)
  4. Карточки-подсказки (Приложение 3)
  5. Карточки с разноуровневыми заданиями (Приложение 4)

Ход урока

I. Оргмомент.

- Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, мне. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись и жизнь, пусть на маленькую капельку, стала радостнее и добрее.

- Садитесь, открываем тетради. Записываем число, классная работа.

II. Сообщение темы и цели.

Запускается презентация (Приложение 1).

Cлайд 1

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Куда бы вы хотели совершить путешествие?

- А давайте полетим в космос! А почему?

- Кто знает имя первого космонавта?

- Мы отправляемся в далёкую Галактику. Но на чём? Где наш космический корабль? Посмотрите на наше звёздное небо. Может быть вы там его увидите? (нет).

- А что же видите? (числа).

- Найдите закономерность.

- Молодцы! Смотрите, а вот и наш корабль.

- А, может быть, вы скажите и тему нашего урока? (внетабличное умножение и деление).

Cлайд 2

- Космонавты, находясь в космосе, выполняют разные задания. Перед ними поставлены определённые задачи.

1. А какие задачи нашего путешествия? (Повторить приём умножения двузначного числа на однозначное, деления двузначного числа на однозначное, деления двузначного числа на двузначное.)

2. А что для этого необходимо знать? (Таблицу умножения и деления, распределительное свойство умножения, деление суммы на число, взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления.)

3. Что необходимо с собой взять? (Ум, смекалку, дружбу, взаимовыручку…)

- Тема есть, задача есть, нужен план нашего путешествия:

  1. Подготовка (только хорошо подготовленный человек может стать космонавтом и полететь в космос)
  2. Взлёт – начало полёта (для выполнения заданий необходим удачный взлёт)
  3. Лунные задания
  4. Цветы Юпитеру
  5. Звёздный час
  6. Возвращение домой

III. Актуализация знаний.

Cлайд 3

(Подготовка)

- Маршрут нам известен. Проверим готовность к полёту. Пойдёмте к космическому кораблю! Что такое? Лифт работает, надо ввести пароль.

Cлайд 4

Приём деления двузначного числа на однозначное.

- Подтвердите пароль.

Приём умножения двузначного числа на однозначное.

- Пароль верен! Вот мы и в корабле. Получаем космическое снаряжение и в путь.

IV. Работа по теме.

Cлайд 5

(Взлёт. Начало полёта)

- Удачно или неудачно сложится наше путешествие во многом зависит от взлёта. А ещё от того, кто рядом с тобой находится. Сейчас мы и проверим, как вы все можете ладить!

- Выполняем упражнение стр. 117 №373 (решаем три выражения вместе, 3 – в парах, а затем - каждый индивидуально)

- Настоящие космонавты!!!

Cлайд 6

(Лунное задание)

- Пока летим, посмотрите в иллюминатор корабля. Что увидели? Это не звёзды и не планета, которая в несколько раз меньше Земли и находится на расстоянии 384 тыс. км (Луна).

- Но что такое? Какая-то шифровка! Надо расшифровать! (индивидуальная работа на карточках, Приложение 2).

V. Физминутка.

Cлайд 7

(Цветы Юпитеру)

- Мы снова в пути и прямо по курсу самая большая планета Солнечной системы. Она в 10 раз больше Земли (Юпитер). Состоит из гелия. Давайте подарим ей букет цветов. А для этого надо решить задачу (стр. 119 №380)

- Прочитайте задачу.

Cлайд 8

- Найдите верную краткую схему к задаче.

Решают самостоятельно, а кому трудно – с помощью карточки-подсказки (Приложение 3).

Cлайд 9

VI. Самостоятельная работа.

Cлайд 10

(Звёздный час)

- Летим дальше. Посмотрите сколько звёзд (это громадные раскалённые шары, похожие на наше Солнце, которое в 109 раз больше Земли! Но они очень далеко находятся от Земли, поэтому и не греют, и кажутся очень маленькими)

Раскинув свой огромный хвост,
Комета мчится между звёзд,
Несёт с собой задание,
Ребята, всем внимание!

- Всех вас ждёт “Звёздный час”, если избежите столкновение с ней.

Работа в микрогруппах. Выполнение разноуровневых заданий. Каждый выполняет свой уровень. Затем собираются ребята одного уровня и проверяют. После проверки возвращаются в свои группы и вместе решают остальные уровни. Приложение 4)

Cлайд 11

(Возвращение домой)

- Нам пора возвращаться домой. Давайте найдём дорогу (графический диктант)

Cлайд 12

Cлайд 11

VII. Итог. Домашнее задание.

- Я думаю, что наше путешествие прошло в доброжелательной обстановке и с пользой для всех? С какой?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому бы вы сегодня могли сказать комплимент?

- Придумайте задание для своего соседа или с. 25 № 5 (ТПО № 2).