Цели урока:
Обучающие цели:
Продолжить работу по получению знаний о
правописании сочетаний жи – ши.
Развивающий аспект:
Развитие речи: обогащение и усложнение
словарного запаса детей, развитие устной речи,
овладение художественными образами,
выразительными свойствами языка – работа с
пословицами.
Воспитательный аспект:
Воспитание доброжелательного отношения друг
к другу, уважения к мнению других, умения слушать,
помогать друг другу.
Материалы и оборудование:
- карточки в форме цветов с написанными на них словами и заданиями,
- солнышко с отдельными лучами,
- тучки,
- магнитофон,
- аудиокассета с записью музыки .
Ход урока
I. Организационный момент.
/Столы в классе расставлены по два. Ученики сидят по группам, в каждой группе 6 человек/
/на доске пословица: Век живи – век учись. Каждое слово, которой, закрыто тучкой. В правом верхнем углу доски еще одной тучкой прикрыто солнышко/.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость познания, общения. И пусть к концу урока на нашей доске вместо тучек будет ярко светить солнце.
II. Сообщение темы урока.
1.Чистописание
жи ши жи ши
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
- Подчеркните орфограммы в предложении. (Дети подчеркивают сочетания жи, ши, чу).
- Как вы, ребята, думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Написание слов с сочетаниями жи, ши).
-Молодцы. И одна тучка исчезает с нашей доски.
/Открывается первое слово пословицы: век/
2. Работа со словарными словами.
/2 ученика работают на индивидуальных досках, остальные – работают в тетрадях/
- Замените предложение одним словом, запишите это слово.
Топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой. /Болото/
Маленькая серо–коричневая птичка. /Воробей/
Двенадцатый месяц календарного года. /Декабрь/
Зверек отряда грызунов с длинными ушами. /Заяц/
Механическое устройство, которое движется или совершает какую-нибудь работу.
/Машина/
Тонкий слой ледяных кристаллов на охлажденной поверхности. /Иней/
Продукт питания, получаемый от домашних коров и коз. /Молоко/
/Проверка слов по индивидуальным доскам: доски выставляются перед классом, дети проверяют написанное, аргументируя ответы/.
- Какое слово содержит сочетание жи-ши?/Машина/
- И еще одна тучка покидает доску.
/открывается второе слово пословицы: живи/.
Физминутка
Используется элемент из здоровьесберегающей технологии Базарного.
/В углах класса развешаны предметные картинки: карандаши, груши, снежинки, лыжи/
- На счет: 1,2,3,4 поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.
/дети делают 4 оборота/
- Что изображено на рисунках? Что объединяет эти предметы?
/В названии каждого предмета имеется сочетание жи или ши/.
III Работа с изученным материалом.
Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 124. Прочитайте задание к упражнению 161
(Прочитайте пословицы. Объясните их значение)
Поспеш…шь – людей насмеш…шь.
Ош…бся, что уш…бся – впредь наука.
(Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сочетания жи – ши).
- Прочитайте пословицы. Как понимаете смысл пословиц? Запишите пословицы в тетрадь, подчеркните сочетания жи-ши.
/Дети выполняют работу, затем один ученик читает пословицы орфографически, остальные проверяют запись в своих тетрадях/
/Открывается еще одно слово пословицы: век/
Рефлексия
/звучит медленная музыка/
- Сядьте удобнее на стул. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте… вы идете по лесу. Вокруг тишина. Слышно, как поют птицы. Вы выходите на поляну. Перед вами открывается чудесный вид: вся поляна покрыта цветами. Вы дышите полной грудью. В воздухе смешивается аромат цветов, запах травы. Вы счастливы… Откройте глаза.
/Пока у детей были закрыты глаза, учитель вывешивает на доску цветок и на цветке прикрепляет конверт/
- Что изменилось в оформлении класса? /На доске появился конверт/.
-Давайте посмотрим, что же находится в конверте?
/Один ребенок достает из конверта лист и читает написанное на нем правило/.
Жи и ши, жи и ши
С буквой “и” всегда пиши:
Мыши, ежики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
- Давайте прочитаем правило хором.
- Что же еще есть в конверте?
/Цветы и бабочки, на которых написано задание для групп/
-На каждом цветке задание для одной из групп. Внимательно прочитайте каждый свое задание и выполните его.
I группа:
Выпишите из текста слова с сочетаниями жи и ши:
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут.
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
II группа:
Придумайте и запишите по 5 слов с сочетаниями жи – ши.
III группа:
Измените слова по образцу. Запишите их в тетрадь парами.
Образец: малыш – малыши.
Малыш, чиж, груша, карандаш, морж, уж, ухо.
IV группа:
Запишите словосочетания, раскрыв скобки.
Летучие (мышь), душистые (ландыш), колючие (еж).
- И еще одна тучка покидает свое место
/Появляется слово: учись/
-Какая пословица написана? Как вы понимаете смысл пословицы? /Век живи – век учись./
IV Подведение итогов.
Используется элемент из здоровьесберегающей технологии Базарного.
-По классу развешаны цветы. На каждом вы видите слово. Соберите слова и распределите их в две группы.
/На доску учитель вывешивает 2 цветка. На одном написано сочетание жи, на другом – ши. Дети соответственно распределяют слова: снежинки, жилище, камыши, Шира, карандаши, пушистый, жимолость, ужи, чижи, стрижи, режим, кружится, Джирим, вершина, пиши, шуршит, сторожит, уши, моржи, груши /.
/В первый столбик собирают слова с сочетанием жи, во второй столбик – слова с сочетанием ши./
V. Заключение урока.
Проводится игра в круге ( интерактивные способы обучения).
- Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием жи или ши. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.
- Молодцы ребята. Последняя тучка уходит с доски. И появляется солнышко, только у солнца пока нет лучей. Возьмите лучи и, используя схему, скажите, чему вы научились на уроке? Что нового узнали? Что смогли?
Используется схема:
Я | научился узнал смог |
/Каждый ученик, прикрепляя свой лучик, говорит, чему новому он научился на уроке. Например: я научился грамотно писать слово машина. Я узнал, что сочетания жи – ши пишутся с буквой и. Я смог сам придумать и записать 5 слов с сочетаниями жи – ши./
V. Оценивание.
VI Домашнее задание.
Страница 124, упражнение 162