Урок русского языка во 2-м классе "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие цели:

  1. Продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши.
  2. Продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов.

Развивающий аспект:

  1. Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса детей, развитие устной речи, овладение художественными образами, выразительными свойствами языка – работа с пословицами.
  2. Развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать – мыслить.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, помогать друг другу.

Материалы и оборудование:

  • карточки в форме цветов с написанными на них словами и заданиями,
  • солнышко с отдельными лучами,
  • тучки,
  • магнитофон,
  • аудиокассета с записью музыки .

Ход урока

I. Организационный момент.

/Столы в классе расставлены по два. Ученики сидят по группам, в каждой группе 6 человек/

/на доске пословица: Век живи – век учись. Каждое слово, которой, закрыто тучкой. В правом верхнем углу доски еще одной тучкой прикрыто солнышко/.

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость познания, общения. И пусть к концу урока на нашей доске вместо тучек будет ярко светить солнце.

II. Сообщение темы урока.

1.Чистописание

жи ши жи ши
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.

- Подчеркните орфограммы в предложении. (Дети подчеркивают сочетания жи, ши, чу).

- Как вы, ребята, думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Написание слов с сочетаниями жи, ши).

-Молодцы. И одна тучка исчезает с нашей доски.

/Открывается первое слово пословицы: век/

2. Работа со словарными словами.

/2 ученика работают на индивидуальных досках, остальные – работают в тетрадях/

- Замените предложение одним словом, запишите это слово.

Топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой. /Болото/

Маленькая серо–коричневая птичка. /Воробей/

Двенадцатый месяц календарного года. /Декабрь/

Зверек отряда грызунов с длинными ушами. /Заяц/

Механическое устройство, которое движется или совершает какую-нибудь работу.

/Машина/

Тонкий слой ледяных кристаллов на охлажденной поверхности. /Иней/

Продукт питания, получаемый от домашних коров и коз. /Молоко/

/Проверка слов по индивидуальным доскам: доски выставляются перед классом, дети проверяют написанное, аргументируя ответы/.

- Какое слово содержит сочетание жи-ши?/Машина/

- И еще одна тучка покидает доску.

/открывается второе слово пословицы: живи/.

Физминутка

Используется элемент из здоровьесберегающей технологии Базарного.

/В углах класса развешаны предметные картинки: карандаши, груши, снежинки, лыжи/

- На счет: 1,2,3,4 поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.

/дети делают 4 оборота/

- Что изображено на рисунках? Что объединяет эти предметы?

/В названии каждого предмета имеется сочетание жи или ши/.

III Работа с изученным материалом.

Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 124. Прочитайте задание к упражнению 161

(Прочитайте пословицы. Объясните их значение)

Поспеш…шь – людей насмеш…шь.

Ош…бся, что уш…бся – впредь наука.

(Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сочетания жи – ши).

- Прочитайте пословицы. Как понимаете смысл пословиц? Запишите пословицы в тетрадь, подчеркните сочетания жи-ши.

/Дети выполняют работу, затем один ученик читает пословицы орфографически, остальные проверяют запись в своих тетрадях/

/Открывается еще одно слово пословицы: век/

Рефлексия

/звучит медленная музыка/

- Сядьте удобнее на стул. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте… вы идете по лесу. Вокруг тишина. Слышно, как поют птицы. Вы выходите на поляну. Перед вами открывается чудесный вид: вся поляна покрыта цветами. Вы дышите полной грудью. В воздухе смешивается аромат цветов, запах травы. Вы счастливы… Откройте глаза.

/Пока у детей были закрыты глаза, учитель вывешивает на доску цветок и на цветке прикрепляет конверт/

- Что изменилось в оформлении класса? /На доске появился конверт/.

-Давайте посмотрим, что же находится в конверте?

/Один ребенок достает из конверта лист и читает написанное на нем правило/.

Жи и ши, жи и ши
С буквой “и” всегда пиши:
Мыши, ежики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.

- Давайте прочитаем правило хором.

- Что же еще есть в конверте?

/Цветы и бабочки, на которых написано задание для групп/

-На каждом цветке задание для одной из групп. Внимательно прочитайте каждый свое задание и выполните его.

I группа:

Выпишите из текста слова с сочетаниями жи и ши:

Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут.
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.

II группа:

Придумайте и запишите по 5 слов с сочетаниями жи – ши.

III группа:

Измените слова по образцу. Запишите их в тетрадь парами.

Образец: малыш – малыши.

Малыш, чиж, груша, карандаш, морж, уж, ухо.

IV группа:

Запишите словосочетания, раскрыв скобки.

Летучие (мышь), душистые (ландыш), колючие (еж).

- И еще одна тучка покидает свое место

/Появляется слово: учись/

-Какая пословица написана? Как вы понимаете смысл пословицы? /Век живи – век учись./

IV Подведение итогов.

Используется элемент из здоровьесберегающей технологии Базарного.

-По классу развешаны цветы. На каждом вы видите слово. Соберите слова и распределите их в две группы.

/На доску учитель вывешивает 2 цветка. На одном написано сочетание жи, на другом – ши. Дети соответственно распределяют слова: снежинки, жилище, камыши, Шира, карандаши, пушистый, жимолость, ужи, чижи, стрижи, режим, кружится, Джирим, вершина, пиши, шуршит, сторожит, уши, моржи, груши /.

/В первый столбик собирают слова с сочетанием жи, во второй столбик – слова с сочетанием ши./

V. Заключение урока.

Проводится игра в круге ( интерактивные способы обучения).

- Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием жи или ши. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.

- Молодцы ребята. Последняя тучка уходит с доски. И появляется солнышко, только у солнца пока нет лучей. Возьмите лучи и, используя схему, скажите, чему вы научились на уроке? Что нового узнали? Что смогли?

Используется схема:

Я научился

узнал

смог

/Каждый ученик, прикрепляя свой лучик, говорит, чему новому он научился на уроке. Например: я научился грамотно писать слово машина. Я узнал, что сочетания жи – ши пишутся с буквой и. Я смог сам придумать и записать 5 слов с сочетаниями жи – ши./

V. Оценивание.

VI Домашнее задание.

Страница 124, упражнение 162