Задача разработанных мероприятий – введение детей в мир языка, речи и удивительный мир слова
Цели:
- Учить детей работать индивидуально и коллективно, уважая мнение каждого
- Развивать интерес к предмету
Оборудование:
- маршрутные листы по классам,
- карточки с вопросами,
- жетоны,
- плакат “План работы декадника”,
- грамоты,
- дипломы,
- музыкальное сопровождение.
Декадник проводится в форме путешествия по станциям cтраны “Весёлая грамматика”. Материал подобран с учётом индивидуальных особенностей младших школьников.
1-й День.
Старт декадника дан на линейке, где каждый класс получает маршрутный лист.
2-й День. Станция “Угадай!”
1 – 2 классы Викторина “Отгадай сказку?”
Группа (из 3 человек) подготовленных ребят проводит викторину по классам (1 ученик задаёт вопросы, 2 помощника раздают жетоны ребятам, правильно ответившим на вопросы, награждение на линейке).
- В сказке небо синее, в сказке птицы страшные. Реченька, спаси, меня!
- “Гуси - лебеди”
- Как зовут героя сказки? Как она называется?
- Вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне
- Емеля из сказки “По щучьему велению…”
- Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. ”Колобок”
- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. “Лиса и журавль”
- А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенёк,
- Съесть бы пирожок… “Маша и медведь”
- Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко. “Петушок – золотой гребешок”
- По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра!...
- “По щучьему велению”
- Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца!...
- “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
- Красна-девица грустна, ей не нравиться весна, ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! “Снегурочка”
- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была: в доме в том в конце концов стало множество жильцов. “Теремок”
- Отгадайте, героям, каких сказок принадлежат слова:
- “Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…”
- “Яблоня, яблоня, спрячь нас”.
3 – 4 классы “Слово в слове”
Нужно ответить на вопрос, вставив пропущенные буквы, чтобы получилось новое слово.
Шесть слонов
- Этот слон белоголовый на столе живёт в столовой
с_лон_ _ - Враг шофёров этот слон, много бед приносит он
с_ _Л_ _О_ _Н_ _ - Этот бдителен всегда, он разводит поезда
с_ _ _ло_н_ _ - Этот огненного цвета в час заката и рассвета
_ _ _ _ с_лон - Этот слон со знаком плюс
сло _ _ н _ _ - В этом дружба и союз
с _ ло _ _ н _ _
(Солонка, столкновение, стрелочник, небосклон, сложение. сплочение)
3-й День. Станция “Фонетическая зарядка”
1 – 2 классы Составление чистоговорок
Ребята, получив задание, в течение 10 минут составляют чистоговорки. По очереди каждый класс проговаривает скороговорку, побеждает тот класс, который последним говорит скороговорку.
ра – ра- ра – (начинается игра, в школу нам пора)
ар – ар – ар - (кипит наш самовар)
ры – ры – ры (у Вадика шары)
арь – арь – арь – (у нашей Танечки букварь)
ир – ир – ир – (мой папа командир)
ку – ку- ку – (сидит ворон на суку)
3 – 4 классы Соревнование телеграфистов
От каждого класса по 8 человек. Ведущий каждому капитану даёт на карточке скороговорку, по сигналу они передают скороговорку на ухо соседу, а те дальше друг другу. Последний громко должен сказать переданную по телефону скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
Скороговорки:
В живом уголке жили ежи и ужи
Не живут ужи, где живут ежи
Жутко жуку жить на суку
У ужа – ужата, у ежа – ежата
4-й День. Станция Устный журнал “Пунктуационные знаки”
Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку
5-й День. Станция “Играем в прятки”
Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,
Кто играет с нами в прятки, тот становится умней.
Найдите животное в этих стихотворных строках. Каждый класс получает задание.
- Жили в доМЕ ДВЕ Дикие кошки.
- Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.
- Меня пронырой соВЫ ДРАзнят, нырять и плавать плохо разве?
- Сбегу скорее под отКОС, УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.
- НемноГИЕ НАайдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.
- Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.
- Дон И ВОЛГА соединяются каналом.
- Увянут сКОРО ВАсильки. Дышать легКО, ЗАкат пылает, прохладный вечер наступает.
- ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
6-й День. Станция “Шифровальщики”
1 – 2 классы
Путаница
Хозяйка оставила своего любимого кота соседке и уехала на курорт. Перед отъездом она просила дать ей телеграмму, как поживает без неё любимый котик. Через неделю пришла странная телеграмма. Попробуйте её расшифровать.
ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ
(Трудно с котом Капризы)
3 - 4 классы
Разберитесь в шифре
Однажды я шёл по джунглям с фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: “Если беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами, что в ней написано?
Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О И Ф М А И С Ч У Ш Ш П
(Тигры в лесу)
7-й День. Станция “Кроссворд”
Ребята каждого класса оформляют страничку с кроссвордом (придумывают или подбирают интересный кроссворд), задание даётся за 2 дня вперёд. Группа оформителей составляет из этих страниц книжку.
8-й День Станция “Весёлые переменки”
1-е классы
Грамматическая арифметика
- череп – п + муха = ?
- чистый – ый + о+ тело – о = ?
- часть – ь + ушко – о + а =?
- чудеса – а + ный = ?
2-е классы
Анаграммы
Из букв данного слова путём перестановки нужно составить новое слово, не убирая и не добавляя новых букв.
- часок (сачок)
- халва (хвала)
- чурка (ручка)
- хаос (соха)
- числа (силач)
- пальто (лапоть)
- чулок (лучок)
- липка (пилка)
3-е классы
Шарады
- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)
- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)
4-е классы
С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)
Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.
(шест, шесть)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)
9-й День Станция “Орфографический бой”
Мероприятие проводится с учащимися 4 классов. Войска двух направлений должны будут пройти испытания на знание родного языка. Каждый класс формирует своё войско.
Выбирается жюри из 3 человек, которое на протяжении всего сражения следит за ходом боя и в конце подводит итоги.
I. “Оборона”
Разгадывание метаграмм – это загадки, в которых из данного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.
1-е войско
С буквой Н я по ночам в небесах гуляю,
С буквой Ч частенько вам видеть помогаю.
2 войско
Пойди-ка в сад и погляди, я там цвету, благоухая.
Но Г приставить впереди и в небе я загромыхаю.
Подобрать антонимы
1-е войско | 2-е войско | |
Близко – ( далеко) | легко – (тяжело) | |
Весёлый – (грустный) | полный – (пустой) | |
Добро – (зло) | жара – (холод) | |
Быстро - (медленно) | острый – (тупой) | |
Ссора – (мир) | щедрый – (скупой) | |
Прибыль – ( убыток) | ясный – (пасмурный) |
II. “Разведка”
Вставить орфограммы
1-е войско
ос_н_ю вся с_виная с_м_я (раз)бр_лас_ (по)л_ску (Осенью вся совиная семья разбрелась по леску.)
2-е войско
_сен_ие лис_т_я быстр_ (раз)л_талис_ (по)тр_пинкам л_ска (Осенние листья быстро разлетались по тропинкам леска.)
III. “Донесение”
Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.
1-е войско
Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)
2-е войско
Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)
IV. “Артобстрел”
Каждой команде по очереди задают вопросы. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Что не входит в основу слова? (окончание)
- Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)
- В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)
- В каком слове семь гласных? (семья)
- Какая десятая буква в алфавите? (И)
- Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)
- Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
- Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)
- Сколько звуков в слове ЕЛЬ? ш
- Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)
V. “Атака”
1-е войско называет слово, в котором одна или несколько орфограмм. Противники мгновенно выискивают орфограмму и придумывают своё слово на эту орфограмму и могут задать слово с другой орфограммой.
Лучшей умственной зарядки, нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки, тот становится умней. Отыщите, кто спрятался между строк.
Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо ходить одной.
(осётр, овца)
Жюри подводит итоги.
10-й День. Линейка по подведению итогов. Награждение.
Награждение классов по маршрутным листам по параллелям; победителей “Орфографического боя”,
Индивидуально: “Викторина по сказкам”, победители от каждого класса в конкурсе “Лучшая тетрадь ученика по русскому языку”