Цели урока:
Образовательные:
1. Проверить знания учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие языковым нормам.
2. Обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о различных разделах науки о языке: лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе; знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;
- совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки.
Оборудование:
- плакат с буквами для составления слова “Доброта”;
- карточки с названиями разделов науки о языке;
- “Толковый словарь русского языка” (автор Д.Н.Ушаков)
- индивидуальные кодовые таблицы для самооценки знаний;
- карточки – задания, тесты.
- плакаты: “Урок-исследование”, Тема урока: “Слово”, “Доброта”.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование. Как вы думаете, что обозначает слово “исследовать”? (Изучать, узнавать что-то новое).
- Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Постановка темы и цели урока.
- Тогда отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования:
“Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям?” (Слово). Правильно, ребята, это слово.
А знаете ли вы, что великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что “Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата”. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
- Итак, ребята, тема нашего исследования - “Слово”. Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Посмотрите на плакат и составьте из следующих букв анаграммы это поистине волшебное слово.
О А Д Б О Р Т |
- Верно, ребята, это слово “Доброта”. И сегодня мы исследуем его с разных сторон науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.
Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.
- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно получить разрешение. А для этого сейчас вам нужно разделиться на две группы, назвать по 2 пословицы о доброте и объяснить их. (Дети совещаются, называют и комментируют свои пословицы).
- Молодцы, справились с заданием. Всем вручаются карточки – разрешения для исследовательской работы на уроке. (Раздаются карточки-разрешения).
- А теперь припомните, пожалуйста, с какими разделами науки о языке мы уже знакомы? (Лексика, орфография, морфемика, морфология, фонетика, синтаксис).
Исследование слова “Доброта”.
- Итак, путь к исследованиям открыт, и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.
- Скажите, пожалуйста, что изучает раздел науки лексика? (Лексика изучает словарный состав языка).
- А что такое слово? (Слово – это минимальная, значимая единица речи).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами).
- Но как вы думаете, могут ли любые звуки, взятые вместе, быть словом? (Мнения детей.)
- Хорошо. Вот сейчас мы с вами и исследуем это.
Работа в группах по карточкам.
Первая группа исследует “парам-пам-пам”, вторая группа - “доброта”. (Приложение 2)
Карточка № 1.
1. “Парам - пам - пам” является словом.
2. “Парам - пам - пам” не является словом.
Выберите верное утверждение и докажите свой выбор.
Карточка № 2.
“Доброта” – это слово. Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите и объясните, почему?
(После работы по карточкам руководители каждой группы сообщают результаты своих исследований).
Предполагаемые ответы учащихся:
1. “Парам-пам пам” не является словом, так как оно не называет предмета, признака, действия; оно неустойчиво, потому что можно заменить некоторые звуки, ударение “пурум-пум-пум”).
2. “Доброта” – это слово, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, может использоваться как в предложении, так и вне предложения, мы не создаем его заново, а только воспроизводим в памяти).
- Итак, ребята, могут ли быть словом любые звуки, взятые вместе? (Нет)
- Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.
Как, например, можно ли одну корочку книги без внутренней ее части назвать книгой? (Нет). Почему? (Потому что самое главное в книге не корочка, а ее внутреннее содержание.)
- Правильно, ребята, так и слово, помимо внешней звуковой оболочки, должно иметь внутреннее содержание. А внутренним содержанием слова является его лексическое значение.
А раскрыть лексическое значение нашего исследуемого слова вы уже попытались в своих сочинениях – рассуждениях на тему: “Что такое доброта?” на уроке развития. Давайте послушаем некоторые отрывки из них. (Чтение отрывков из нескольких сочинений).
Исследование лексического значения слова “Доброта”.
Представление учащимися своих творческих работ.
1-й ученик: “Я считаю, что доброта – это душа и чувства человека, это ключ к общению людей друг с другом, это путь к светлой жизни не только своей, но и чужой. При помощи доброты мы помогаем здоровым и больным людям”.
2-й ученик: “Я думаю, что доброта – это самое дорогое на свете слово и дело. Люди иногда могут оказаться в бедственной ситуации, а мы в это время можем помочь им добрым словом или делом.
3-й ученик: “Я уверен, что доброта – это помощь людей друг другу в трудные минуты”.
4-й ученик: “Я убежден, что слово доброта – не только доброе слово, но и целое хорошее чувство: большое чувство милосердия, отзывчивости и желания помогать другим. Я уже испытал на себе, что от моей доброты, хорошо не только тем людям, которым я помогаю, но и мне самому становится очень хорошо, радостно и спокойно на душе!”
- Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.
Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковом словаре.
Работа с научной литературой.
- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”, данное в толковом словаре Д. Н. Ушакова (Дети находят значение слова в словаре, читают вслух):
Делающий добро другим; благожелательный,
отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый
человек, добрая душа.
– Хороший, нравственный: добрые дела.
– Дружески близкий: добрые знакомые.
– Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый
конь.
– Незапятнанный, безукоризненный, достойный,
честный: доброе имя, добрая память.
Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да). Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько). Значит каким оно будет? (Многозначным).
А теперь попробуйте, составить предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях. (Называют предложения).
А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?
Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
Итак, какие же синонимы и антонимы можно подобрать к нашему слову?
(Синонимы - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность, гуманность, антоним – злость). Молодцы!
- Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?
1. Не любые звуки, взятые вместе, являются словом.
2. “Доброта” - это слово;
- оно имеет лексическое значение, многозначное;
- к нему можно подобрать синонимы и антонимы;
- с данным словом можно составить любые предложения.
Самооценка знаний по разделу лексики в кодовой таблице.
- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.
- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?
(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).
- Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4, 2?
- А как вы думаете, всегда ли звуки и буквы в словах совпадают? (Ответы детей).
- Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить.
Физминутка:
“Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь”.
Запись пословицы под диктовку на доске и в тетрадях.
(Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях).
ДОБРОМУ – ДОБРАЯ ПАМЯТЬ.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
- Поставьте над словами знак ударения, разделите слова на слоги.
Коллективная устная работа.
- А сейчас давайте выясним, всегда ли звуки и буквы в словах данного предложения будут совпадать?
“Как вы считаете ...”
- Есть ли в данном предложении слово, в котором больше букв, чем звуков? (Память)
А есть ли слово, в котором больше звуков, чем букв? (Добрая)
А есть ли здесь слово, в котором количество звуков и букв совпадает? (Доброму)
- Верно ли утверждение, что в слове ДОБРАЯ все звуки твердые и почему? (Нет – звук [й]- всегда мягкий).
- В каком слове все согласные звуки твердые? (Доброму)
- Какое из этих слов может быть лишним и по какому признаку? (Память – оканчивается на Ь, не является родственным, в первом слоге пишется буква А. Добрая – три гласные, три слог).
Можно ли объединить все эти 3 слова в одну группу и по какому признаку? (Первые слоги ударные; имеют один вариант переноса).
Молодцы! Итак, вывод: количество звуков и букв в слове совпадают не всегда.
Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?
Звуко – буквенный анализ слова “доброта”. - А сейчас скажите, пожалуйста, сколько звуков [о] вы слышите в слове ДОБРОТА? (Ответы детей).
Давайте, выполним транскрипцию данного слова и выясним, правы ли мы?
( Один ученик выполняет фонетический разбор в виде транскрипции, другой выполняет звуко-буквенный анализ слова – у доски, затем комментируют свои работы;
остальные работают в тетрадях:
Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 4 согласных, 3 гласных).
- Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет).
- Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях? (Они безударные, в слабой позиции).
- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова?
(Орфография).
- Ребята, значит, что же изучает орфография? (Правильное написание слов).
Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением).
Дети приводят алгоритм проверки слова: “Доброта”: - ударение падает на III слог;
- безударные гласные в I и II слогах; - первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”; - вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
Молодцы!
Самооценка знаний по разделу “Фонетика”.
- Следующий раздел науки о языке – МОРФЕМИКА или СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- Ребята, а что изучает этот раздел науки? (Раздел науки морфемика изучает состав слова).
- Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания).
- Три ученика на доске разбирают по составу слова (доброму, добрая, память), а остальные …
Внимание! Блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Часть слова перед корнем - (Приставка).
- После корня ... - (Суффикс).
- Для чего служат приставка и суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие части слова образуют новые слова ? (Суффиксы и приставки).
- Окончание – это часть речи или часть слова? (Часть слова).
- Назовите изменяемую часть слова. (Окончание).
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).
- Как называется часть слова без окончания? (Основа слова).
- Может ли слово существовать без окончания? Суффикса? Приставки? (Да).
- Без чего не может существовать слово? (Без корня). Молодцы!
- Теперь включаем “светофорики” для проверки заданий у доски. Хорошо!
- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА” и при помощи чего оно образовано?
Морфемный разбор слова ( устно цепочкой):
1. (Что?) доброта, обозначает предмет, значит, это имя существительное.
2. Чтобы определить окончание, изменяю существительное по падежам: (чего?) доброты, (чему?) доброте. Изменяется часть слова - А. Это будет окончание.
3. Часть слова без окончания ДОБРОТ - основа слова.
4. Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова.
5. Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.
- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).
Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания.
Самооценка по разделу “Словообразование”
- Ну, а теперь я приглашаю вас в раздел науки - МОРФОЛОГИЮ.
- Что исследует раздел науки МОРФОЛОГИЯ? (Части речи).
- На какие 2 группы можно разделить все части речи этого предложения? (Знаменательные и служебные).
- Назовите только служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
- А какой частью речи является наше слово доброта: знаменательной или служебной?
- Теперь исследуем наше слово “Доброта” как часть речи. Исследование ведем “цепочкой” по алгоритму разбора частей речи: - Доброта – (что?), обозначает предмет, имя существительное.
Начальная форма – (Что?) доброта.
Признаки:
1. Нарицательное, неодушевленное, отвлеченное.
2. В ед. числе, жен. рода, 1 склонения, в И. падеже.
3. В предложении может быть главным и второстепенным членом.
Самооценка по морфологии.
Физминутка “Пчелки”.
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят,
Порезвиться захотели, друг за другом полетели: “З-з-з-з ...”
Полетали, прилетели и на место свое сели.
- Ребята, какой раздел науки о языке изучает предложения и словосочетания? Правильно, это синтаксис.
- Запишем такое предложение: Доброго человека добрые дела славят. (Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях).
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Синтаксический разбор предложения выполним в форме игры “Незаконченное предложение”.
Я начну предложение, а вы его закончите:
А) По цели высказывания это предложение … (повествовательное);
Б) По интонации - … (невосклицательное);
В) Главные члены … (дела славят), значит, это – … (основа предложения);
Г) Если в предложении есть и главные, и второстепенные члены, то это предложение … (распространенное);
Д) Если предложение состоит из подлежащего и сказуемого, то оно …(двусоставное);
Е) В состав какого члена предложения входят слова (доброго, добрые), назовите эти словосочетании: дела (какие?) добрые, славят (кого?) человека, человека (какого?) доброго.
Прекрасно! Оцените свои знания по разделу “Синтаксис”. (Самооценка).
- Ребята, вот и закончились наши исследования. Понравилось ли вам быть исследователями?
Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове?
Предполагаемые ответы детей:
А) не любые звуки могут быть словом;
Б) слова помимо звукового состава, всегда имеют внутреннее содержание или лексическое значение;
В) каждый раздел науки о языке изучает только свои определенные признаки слова.
Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей).
- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из стихотворения поэта Вадима Шефнера “Слово”, подумайте и скажите, о чем автор предупреждает не только вас, но и всех людей?
“Много слов на земле …
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
(Об осторожном и бережном обращении со словами).
- Правильно, ребята! Слова бывают разные: и добрые, и злые. Поэтому нужно всегда следить за своей речью. Ведь не зря говорится в пословице, что “Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”.
Сейчас в кодовой таблице поставьте себе общую отметку за урок, прокомментируйте ее и скажите, над какими разделами науки о языке нам нужно еще поработать? (Ответы детей).
- Ребята, для оценки вашего труда на уроке, я назову три слова, а вы очень быстро из вторых слогов составите новое слово.
Клеймо, холод, щипцы – (молодцы).
Молодцы, ребята!
- В завершение наших исследований мне очень хочется рассказать вам об одном случае, связанном с темой нашего урока. Хотите послушать? (Да). Тогда слушайте...
Пришли мы однажды в детский дом и с радостью стали раздавать детям шоколадки, конфеты, игрушки. Один маленький мальчик бросил игрушки и конфеты на пол, протянул к нам свои худенькие ручонки и тихо сказал: “Не надо, лучше возьмите меня на ручки ...”.
- Ребята, как вы думаете, что для него оказалось важнее? (Не конфеты и шоколадки, а любовь, внимание, ласка, доброе слово).
- Значит, легко ли в жизни быть добрым? (Нет). Легко ли понять другого человека, в чем он нуждается? (Нет).
- Правильно, трудно. Значит, помимо знаний по русскому языку, чему нам еще нужно учиться? (Доброте).
Безусловно, доброте тоже нужно учиться. Нужно учиться понимать душу человека, хотя это и нелегкое дело. Ведь все люди разные: кто-то нуждается в материальной помощи, кто-то в любви и ласке, а кто-то просто в добром слове. Ведь доброе слово – это тоже доброе дело.
- Так давайте, будем всегда добрыми и внимательными, отзывчивыми и милосердными друг к другу. Знайте и помните всегда, что “Делать хорошее людям – хорошеть самому”!
Стихотворение (читает ученица).
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела,
– Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле!
Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.
(Звучит песня о доброте. Вручаются грамоты за активное участие в научно-исследовательской работе и призы – книги. Дети идут на перемену).