Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний по теме урока;
- Обеспечить повторение падежных окончаний имен существительных и алгоритма их написания.
- Сформировать такие обобщенные умения и навыки, как умение планировать ответ, работать с литературными источниками, извлекать информацию при слушании или чтении текста.
Воспитательные:
- Содействовать при изучении темы реализации мировоззренческих идей: познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной связи между явлениями;
- Продолжить формирование единой научной картины мира;
- Реализуя межпредметные связи с русской литературой, обеспечить культурологическое воспитание учащихся.
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение выделять и запоминать главное, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Развивать память, мышление, речь, внимание учащихся;
- Используя эмоциональные и мотивационные ситуации (удивление, желание помочь товарищу), способствовать развитию положительной мотивации учащихся;
- Развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся, используя ИКТ, познавательный дополнительный материал.
Оборудование:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- дидактические карточки с заданиями для индивидуальной работы,
- портрет С. Есенина,
- карточки с заданиями для контроля знаний (в 2 вариантах).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проводится в виде фронтальной беседы по вопросам:
Что такое склонение?
Какие падежи существуют в русском языке?
На какие вопросы отвечают существительные в том или ином падеже, например в творительном?
Какие окончания у имен существительных I склонения (затем II и III склонения) в том или ином падеже?
III. Основная часть урока.
а) Начинаем с грамматической зарядки: на интерактивную доску проецируется текст стихотворения С. Есенина:
Белая береза
За моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Учащиеся получают задание: Найти существительные в творительном падеже и ответить на вопрос: Какие окончания в творительном падеже у имен существительных III склонения?
б) На следующем этапе урока некоторые учащиеся получают индивидуальные задания на карточках по теме урока (подбор материала для дидактических карточек осуществляется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровня подготовленности класса).
Остальные учащиеся делятся на 3 группы. Каждая из групп получает свое задание, связанное со словом "береза":
- 1 группа: разобрать слово по составу;
- 2 группа: сделать звукобуквенный анализ слова;
- 3 группа: сделать морфологический разбор слова.
При этом все три вида разбора представлены на доске, но каждый из них содержит ошибки. После работы в группе представители каждой группы выходят к доске и, исправляя ошибки, предлагают свой вариант выполнения работы. После завершения этого этапа работы учитель собирает ответы на индивидуальные задания.
в) Затем для всего класса предлагается видоизмененный текст этого стихотворения с пропущенными орфограммами. Учащиеся должны списать текст, обосновав написание всех орфограмм.
Бел: б:реза
(За) м:им :кном
Пр:накрылась снег:,
Точн: с..р..бром.
(На) пушистых ветках
Снежн: к:ймой
Р:спустились кисти
Бел: б:хр.:мой.
После выполнения задания проводится фронтальная проверка. Так как текст спроецирован на интерактивную доску, учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют пробелы в нем.
г) Физ. минутка "Березонька".
Березка в белом платьице
Солнцу улыбается.
Ветер веточки качает,
Влево, вправо нагибает.
Снегом веточки накрылись.
Детки, быстро покружились!
д) На этом этапе урока осуществляется подготовка к написанию мини-сочинения. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание:
- 1 группа: подобрать красочные прилагательные к слову "береза";
- 2 группа: подобрать глаголы, которые можно использовать со словом "береза";
- 3 группа: подобрать существительные, близкие по смыслу к слову "береза".
После выполнения этой работы каждая группа озвучивает свои слова; наиболее удачные обороты речи выносятся на доску.
е) Далее проводится коллективная устная работа по составлению мини-сочинения из 4 - 5 предложений, осуществляется запись этого сочинения в тетради учащихся.
IV. Контроль знаний.
Учащиеся получают карточки (в 2 вариантах) с написанными словами, объединенными зимней тематикой.
I вариант II вариант в зимней шапк: в теплой шубк: холодным ветр: о снежной бур: о злой вьюг: в зимней сказк: про белую снежинк: в трескучий мороз: в большом сугроб: на пушистой ел: без варежк: у зеленой елк: с ледяной горк: в новогоднюю ночь: по лыжн: в теплом шарф: у тропинк: замерзшего нос: о метел: большую сосульк:
Задание:
Вставить пропущенные окончания, обосновав их написание определением склонения и падежа имен существительных.
Добавить свои 2-3 примера по образцу.
V. Рефлексия.
Проводится в виде фронтальной беседы. При этом, кроме вопросов по содержанию урока, обязательным является вопрос о том, что нового они узнали для себя на этом уроке. Например, способы словообразования (слово "принакрылась"), новые словарные слова (серебро, кайма), правописание приставки (слово "распустились") и т.д.
VI. Подведение итогов.
Осуществляет учитель, при этом можно задать вопрос: "При написании окончаний какого падежа нужно быть наиболее внимательным?".
VII. Домашнее задание.
- Придумать двустишие или четверостишие со строчкой "Летят, кружатся в воздухе белые снежинки", проанализировать сочиненный текст по алгоритму "Разговор со словом".
- Провести фонетический разбор слова "летят".
- Провести морфологический разбор слова "снежинки".