Цели и задачи:
Ход занятия
Воспитатель:
Послушайте загадку:
Рыжая девчонка
В заплатках вся юбчонка.
Чулочки разноцветные,
Дела всегда секретные.
Носит чемодан с собой
И обезьянка под рукой.
Кто это?
Дети: Пеппи!
(Стук в дверь, под музыку входит Пеппи)
Пеппи: Здравствуйте, мои друзья. Куда я попала? Я у себя в чемоданчике нашла какую-то книжку и даже переписала название. Хотите, я вам покажу буквы, которые там увидела?
Дети: Да.
Пеппи: Я их аккуратно сложила. Смотрите, какие замечательные буквы у меня есть.
(Пеппи выкладывает буквы на ковре и роняет их: Р, Н, У,О, Е, Б, Р, Г )
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти буквы. Пеппи, а ты правильно выложила свое слово?
Пеппи: Да!
Воспитатель: Ребята, слово получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Наверное, ты опять Пеппи что-нибудь перепутала. Ребята, давайте поможем. Пеппи составить ее слово.
(Составляют слово Оренбург)
Воспитатель: Давайте прочитаем это слово вместе.
Пеппи: Точно! Вот такое слово и написано на моей книжке. Вот и книга, посмотрите.(Пеппи показывает книгу). А вы знаете, что это такое "Оренбург"?
Дети: Это город, в котором мы живем.
Пеппи: Как интересно, а расскажите мне об этом городе.
Воспитатель: Садись Пеппи и слушай, а ребята тебе расскажут. Всегда ли наш город назывался Оренбург?
Дети: Нет. Сначала нашему городу дали название Оренбург, потом стали называть Чкалов в честь летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова.
Воспитатель: Какой важный перелет сделал Валерий Чкалов?
Дети: Сделал беспосадочный перелет в Северную Америку.
Воспитатель: Правильно, но после Великой Отечественной Войны нашему городу опять вернули прежнее название - Оренбург.
Воспитатель: На берегу, какой реки был основан наш город?
Дети: Урал. Река Урал разделяет наш материк на две части света Европу и Азию.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, какие достопримечательности есть у нас в городе? (В группе фотовыставка: "Достопримечательности г. Оренбурга").
Дети: В нашем городе много памятников. Есть театры (Кукольный, Драматический, Музыкальной комедии), кинотеатры, парки, скверы, музеи (краеведческий, музей ИИ), цирк, канатная дорога и подвесной мост через реку Урал, Аэропорт, вокзал, церкви.
Воспитатель: Много знаменитых людей посетили наш город, в честь них названы некоторые улицы. Какие вы знаете улицы?
Дети: Улица Пушкинская. Она названа в честь русского поэта А.С. Пушкина, который был в нашем городе. В честь него назвали не только улицу, но и музей. Есть в нашем городе и памятник А.С. Пушкина.
Воспитатель: Правильно. Какие еще вы знаете улицы?
Дети: Улица Чкалова. Эта улица названа в честь летчика Валерия Павловича Чкалова. На протяжении нескольких лет наш город так и называли - Чкалов. На берегу реки Урал стоит памятник Валерию Павловичу.
Воспитатель: Какие еще вы знаете улицы?
Дети: Проспект Гагарина. Она названа в честь первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он учился в нашем летном училище. Самолет, на котором Юрий Гагарин учился летать, стоит возле летного училища. В нашем городе есть парк и памятник Юрия Гагарина, которые находятся на проспекте Гагарина.
Воспитатель: Молодцы.
Дети: В нашем городе есть еще улица Терешкова, которая названа в честь первой женщины - космонавта Валентины Терешковой.
Воспитатель: В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа. В нашем городе из семисот с лишним улиц более 150 носят имена великих людей. Это и писатели, художники, поэты, композиторы, военные.
А теперь давайте погуляем по нашим улицам.
Физкультминутка.
"Мы по улице гуляем"
Мы по улице гуляем,
(Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо.)
Это - "эс", а это - "ка",
(Повороты туловища влево-вправо.)
"Ж" похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
"Воды".
(4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
"Моды".
(4 хлопка в ладоши.)
"Воды" - "моды" - "лимонад"!
(Приседания.)
Мы читаем все подряд.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега,
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека.
(Повороты туловища влево - вправо.)
Рядом сладкие слова:
(Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.
(Шагаем на месте.)
(Дети садятся за парты)
Воспитатель: У меня есть несколько карточек, на которых что-то изображено. Вам нужно соединить точки, чтобы получился рисунок.
(Дети соединяют рисунок по точкам, получается самолет).
(Воспитатель выставляет на доску картинку самолет, на котором летал Ю.Гагарин.)
Воспитатель: Ребята, подумайте, что связывает наш город и самолет?
Дети: У нас в городе было раньше летное военное училище, в котором учился Юрий
Гагарин. Сейчас на территории этого училища находится кадетский корпус.
Еще в нашем городе есть Аэропорт.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку.
(Дети соединяют точки, и получается паутинка)
Воспитатель: Какое отношение имеет паутинка к нашему городу?
Дети: Оренбург славится пуховыми платками и паутинками.
Воспитатель: Паутинка очень мягкая ажурная, тонкая и теплая и ее можно продеть через обручальное кольцо. Есть даже песня "Оренбургский пуховый платок".
(Дети слушают песню "Оренбургский пуховый платок".)
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Вот кольцо, а это паутинка.
(Воспитатель продевает паутинку через обручальное кольцо.)
Воспитатель: Оказывается паутинка можно поместить в скорлупу гусиного яйца.
(Воспитатель показывает иллюстрацию.)
Воспитатель: Город Оренбург - это областной центр. Наша область называется - Оренбургской, а наш горд - это центр области и вокруг него располагаются города и деревни.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку.
(Знак Газпрома)
Воспитатель: Какое отношение этот знак имеет к нашему городу и области?
Дети: Этот знак обозначает Газпром. Наш край богат газом и нефтью. У нас есть завод, на котором добывают и перерабатывают газ. Наши родители, бабушки и дедушки работают в Газпроме.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. (Елочка)
Воспитатель: Что нашу область связывает с этой картинкой?
Дети: Эта картинка обозначает бор. В нашей области возле города Бузулука есть бор.
Воспитатель: Правильно - это Бузулукский бор. Что вы знаете про Бузулукский бор?
Дети: Там растут сосны, некоторые достигают высоты 35 метров. Это самый южный сосновый лес на нашей планете. Земляничные поляны, чистая, как слеза, река Боровка. За бором тщательно следят люди. Некоторые растения и животные занесены в "Красную книгу".
(Воспитатель показывает детям "Красную книгу").
Воспитатель: Что такое "Красная книга"?
Дети: В этой книге записывают животных и растения, которые нужно оберегать и защищать.
Воспитатель: Ребята, а если вы попадете в этот бор, как вы себя будете там вести?
Дети:
- Нельзя мусорить, нужно собрать с собой мусор.
- Нельзя бросать мусор в речку.
- Нельзя разрушать муравейники, муравьи могу погибнуть, не успев до морозов отремонтировать свой дом.
- Нельзя ломать ветки и рвать цветы.
- Шуметь и кричать в лесу.
- Нельзя ловить стрекоз и бабочек, они приносят пользу. Стрекозы ловят мух и комаров, а бабочки, шмели и пчелы опыляют цветы.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку, которую обвели по точкам. (Колосок)
Воспитатель: Что нашу область связывает с колоском?
Дети: Наша область богата хлебом. В нашей области очень плодородная почва. Она может давать высокие урожаи пшеницы и других зерновых культур. Очень славится оренбургская твердая пшеница, из которой вырабатывают лучшие сорта муки и манную крупу. За хорошие урожаи наша область была награждена орденами. Также выращивают рожь, ячмень, просо и кукурузу.
(Дети слушают отрывок из песни "Хлеб - всему голова.)
Стихотворение о хлебе.
Оренбургский каравай
Всех гостей всех гостей всегда встречай.
Приезжайте, посмотрите
И друзей всех удивите!
Очень здорово, когда
Помнят город наш всегда.
Воспитатель: Правильно говорят, что "Хлеб - всему голова". Давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о хлебе.
- Без соли невкусно, без хлеба несытно.
- За обедом, хлеб всему голова.
- На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.
- Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Стих об Оренбурге.
Оренбург - мой любимый город
И мне он, конечно дорог.
Знаменитую песню знает народ
Про теплый пуховый платок.
Европа и Азия рядом,
Но их разделяет Урал,
И всем ребятишкам надо,
Чтоб наш Оренбург процветал.
Пеппи: Вы такие умные, все знаете, на все вопросы отвечаете. Что-то я засиделась. Я тоже умная и все знаю и умею. Хотите научиться моим премудростям? Вставайте, хватит сидеть!
Физкультминутка.
Мы пойдем сначала вправо -
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом вправо.)
А теперь пойдем налево -
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом влево.)
А теперь мы все присядем -
Раз, два, три.
(Упор присев.)
Дружно и тихонько встанем -
Раз, два, три.
(Встать, руки вверх.)
А теперь мы все станцуем -
Раз, два, три.
(Пружинистые полуприседания с поворотом туловища направо и налево.)
Воспитатель: Пеппи, это так не серьезно. Мы с ребятами подумали, что ты на самом деле можешь нас чему-нибудь научить. Да, ребята?
Пеппи: Ну, если вы так хотите, пожалуйста. Посмотрите, у меня есть для вас очень интересное задание. Вот оно!
Воспитатель: Пеппи, что это такое? Это же просто буквы.
Пеппи: Ничего подобного. Я все старательно переписала с карты Оренбургской области буковку к буковке. Потом я вырезала все буквы, но они у меня все перемешались, и что получилось, не поняла.
Воспитатель: Пеппи не переживай, мы тебе поможем разобраться.
Дети переставляют местами буквы и получаются названия городов.
Бузулук, Гай, Ясный, Светлый, Орск, Оренбург, Бугуруслан, Медногорск
Пеппи: И, правда, какая я невнимательная. Это я ошиблась или торопилась куда-нибудь, поэтому все перепутала. У меня для вас есть еще задание. Вот посмотрите на это.
Воспитатель: Пеппи тебе не кажется, что ты опять допустила ошибку.
Пеппи: Ну, конечно же, нет! Просто мои друзья позвали меня гулять, и я решила, что будет быстрее, если я просто пропущу часть букв. Мне и так все понятно. А вам разве нет?
(Задание. Вставить гласные буквы.)
Птицы: дятел, цапля, кукушка, тетерев, сова, филин,
Звери: медведь, лиса, кабан, ёжик, волк, барсук, рысь, белка,
(Разделить детей на две группы. После выполнения задания дети прочитывают получившиеся слова.)
Дети: Пеппи, а ты знала, что эти птицы и звери обитатели наших лесов и полей?
Пеппи: Как все интересно! Конечно, не знала, но я очень старалась. Ну ладно, я еще одно задание подготовила. Посмотрите, вот оно. Какой замечательный плакат у меня получился, как я аккуратно все написала, без единой помарки. Вам нравится?
Воспитатель: Плакат у тебя получился замечательный.
Пеппи: Я в этом плакате спрятала слова, а какие не скажу. Если вы такие умные, догадайтесь сами.
рлоалповаропвропргаз
нефтьорпоаодадллпллл
рапрлаплсольрдрдлыдп
рпронрудаомдлллплллш
яшмальдлрлрлрлрллллп
йззщещшщкшксерачюб
щшнншгелийжвовлджз
мраморхухххехкщзшют
бмллвпролполшзгранит
(Слова: газ, нефть, соль, руда, яшма, сера, гелий, мрамор, гранит)
Воспитатель: Как мы можем назвать все эти слова, одним словом?
Дети: Это полезные ископаемые, которые добывают в нашей области.
Воспитатель: Богаты земные кладовые Оренбуржья они хранят в себе железные, медные и никелевые руды, нефть, газ, серу, каменную соль, знаменитую Орскую яшму, строительные материалы: глину, песок, мел, известняк, гранит, гипс, мрамор. Более 60 видов полезных ископаемых найдено в нашей области. Это настоящая подземная кладовая!
Необычный самоцвет. А Блинов
Что за камень, просто диво!
Тверд и прочен, как гранит,
И расцветкою красивой
Он людей к себе манит.
Вот он весело искрится
Позолотой огневой
Пеппи: Как много я сегодня всего узнала, сразу такой умной стала, прям спать захотелось.
Воспитатель: Пеппи, подожди не уходи. Мы хотим тебе песню спеть с ребятами "Буровик - Газовик"
Пеппи: Великолепная песенка! Спасибо вам ребята! Мне пора возвращаться домой к своим друзьям. До свидания!