Тип урока: Урок овладения новыми знаниями.
Цели:
- Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света;
- Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой.
- Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе; активное отношение к изучаемому.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Психологический настрой учащихся.
- Когда давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.
II. Проверка домашнего задания.
- Что же мы называем космосом?
(ответы учащихся)
- Сколько планет входит в солнечную систему?
(ответы учащихся)
- В чём заключается суть моделей Вселенной по Птолемею и по Н.Копернику?
(ответы учащихся)
- Какая из этих моделей, по мнению современных учёных, является верной?
(ответы учащихся)
III. Постановка цели урока.
- С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Тема нашего урока: Солнце-источник тепла и света.
- Запишите в тетрадях дату и тему урока.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
- В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
- В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)
- Поработай те в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.
(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)
- Давайте составим общий кластер:
(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).
- Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
- Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.
- Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы.
(Чтение вопросов и их фиксация на доске)
- Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника. Поработайте с ним и отметьте всё новое, что вы узнали.
- Обсудите в группах, что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?
(работа в группах и выступление спикеров)
-Еще в глубокой древности люди стали поклоняться Солнцу – источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительно большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное.
Первым нашел много подтверждений этому советский ученый А. Л. Чижевский. Ученых разных специальностей увлекли идеи А. Чижевского, и они принялись активно изучать соответствующие статистические данные за большие отрезки времени. И натолкнулись при этом на самые неожиданные открытия.
- Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия. Одна часть класса докажет нам, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю, другая, что солнце наносит вред.
(Работа в группах и выступление спикеров)
- Какой вывод мы можем сделать из сказанного?
(Солнце может быть и полезным , и вредным для человека, но без него нам обойтись нельзя)
V. Подведение итогов.
- Понравился ли вам урок?
- Что на уроке для вас было интересным? Важным?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Как вы оцениваете работу своей группы?
VI. Домашнее задание: Написать сочинение «Я- солнце».
Оценивание.