Нравственное образование на уроках и во внеурочное время в рамках центра образования (из опыта работы ГЭП)

Разделы: Администрирование школы


«Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым, и диким, низменным в своих … инстинктах».
Аристотель(384-322 г.г. до н. э.)

«Полноценное формирование нравственной личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная школа» - из концепции экспериментальной работы по проблеме «Нравственное образование в школе».

Проблема формирования основ нравственности человека во все исторические эпохи считалась актуальной. В послании Федеральному собранию президент Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что от качества школьного образования напрямую зависит конкурентноспособность страны, президент особо выделил ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, большинство из которых помогает формировать школа. «…Забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши нравственные ориентиры». Д. А. Медведев, 05.11.2008 г.

В 2004 году коллектив нашего центра образования вошел в состав городской экспериментальной площадки, работающей по проблеме «Нравственное образование в средней школе».

Экспериментальная работа поставила перед педагогическим коллективом следующие задачи:

  1. Апробация системы и содержания нравственного образования в школе и его освоение учащимися.
  2. Отработка структурных элементов непрерывного нравственного образования как нового системообразующего обязательного компонента общего среднего образования. Эта работа осуществлялась в ходе преподавания курсов: «Азбука нравственности» в школе I ступени, «Грамматика нравственности» в школе II ступени, «Основы морали» в школе III ступени.
  3. Корректировка системы управления и организации образовательного процесса.

Система управления образовательным процессом:

  • установлены взаимоответственные связи участников эксперимента, создана творческая группа участников эксперимента, которая объединила учителей-экспериментаторов, психолога, заместителя директора по научно-методической работе, классных руководителей, в начале эксперимента в нем участвовало 9 учителей-экспериментаторов, сейчас в нем занято 15 учителей;
  • организация контроля за ходом и результатами экспериментальной деятельности: спланирован и организован контроль за ходом и результатами эксперимента, подготовлены диагностические материалы и материалы отчетной документации, вопросы экспериментальной работы рассматриваются на заседаниях педагогических советов;
  • при работе с нормативной базой эксперимента изучено положение об экспериментальной деятельности, изданы приказы, регламентирующие экспериментальную деятельность, определены должностные обязанности участников эксперимента.

Содержание образования:

Основной программой экспериментальной деятельности является программа нравственного образования, разработанная НИЛ «Нравственное образование» ИСМО РАО. На ее основе созданы программы интегрированных курсов «Грамматики нравственности» с обществознанием и литературой, программы занятий по курсу «Азбука нравственности» в школе I ступени, факультативных занятий по «Основам морали».

На заседаниях творческой группы изучены основы теории и практики экспериментальной деятельности, спланировано обобщение и распространение педагогического опыта, проведены:

  • открытые занятия и уроки по курсам нравственного образования;
  • подготовлены статьи для сборников научно-методических материалов НИЛ «Нравственное образование» и округа;
  • центр образования провел семинар «Формирование образовательной среды во внеурочное время с использованием ИКТ», материалы семинара были освещены в методической газете для школьной администрации «Управление школой» № 9 2006 год;
  • результаты экспериментальной деятельности были отражены в материалах педагогических чтений учителей московских школ по теме «Нравственное образование в средней школе».

Экспериментальная деятельность центра образования внедрена в систему воспитательной работы и в систему дополнительного образования.

Для проведения экспериментальной работы коллективу были предложены программно-методические материалы, учебно-методические комплекты (методические рекомендации для учителей, книги для чтения, рабочие тетради для учащихся), разработанные сотрудниками лаборатории нравственного образования РАО.

Основной задачей экспериментальной работы была апробация данного учебно-методического комплекта.

Учителями-экспериментаторами, объединенными в творческую группу, разработаны и апробированы следующие материалы:

  • занятия по курсу «Азбука нравственности»;
  • программы интегрированных курсов «Грамматика нравственности» и обществознание для 7, 8, 9 классов;
  • система педагогической диагностики усвоения и понимания учащимися нравственных понятий на интегрированных уроках;
  • материалы психологического сопровождения эксперимента: диагностические исследования уровня воспитанности учащихся, личностного роста подростков, динамики педагогической направленности учителя. Диагностирование проводилось по завершению каждого этапа работы. Результаты показали, что наблюдается положительная динамика в рассуждениях и поступках учащихся.
  • Ежегодно учителя- экспериментаторы подводят итоги своей деятельности в виде творческих отчетов, которые обсуждаются на заседаниях круглого стола. Материалы отчетов направляются в НИЛ «Нравственное образование» РАО РФ. Материалы этих отчетов учитывались при создании окончательных вариантов учебников и учебных пособий. В настоящее время школы (участники эксперимента) работают по изданным учебникам и пособиям.

Экспериментальная деятельность вносит качественные изменения в содержание и организацию образовательного процесса. В результате экспериментальной деятельности разработаны материалы: в начальной школе конспекты занятий по «Азбуке нравственности»: «Я приду к тебе в гости», «Вежливый разговор», «Человек становится лучше, когда трудится», на уроке музыки: «Древнейшая песнь материнства», в средней школе: урок обществознания «Урок толерантности», урок литературы «Остап и Андрий. По произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», урок русского языка «Употребление глаголов в речи», факультатив по «Основам морали»: «Честь и достоинство», классные часы: «Моя семья: за что я ее люблю», «Милая мама моя», «Человек и профессия», внеклассное мероприятие на английском языке: «My dear mother!», сценарий праздника «День матери».

Благодатной формой творческой работы учащихся, которая помогает формировать нравственную личность, является проектная деятельность. Дети с удовольствием занимаются проектами по нравственной тематике. Учащимися нашего ЦО подготовлены содержательные и интересные проекты: «Живая Русь», «Народные праздники», «История моей семьи в истории моей страны», «Историческая эпоха глазами наших современников», «Из глубины веков. Русские народные промыслы», «Экология района Новокосино», «Охота», «Изучение музыкальных фольклорных традиций народов России».

Лучшие проекты заняли призовые места:

  • «Экология района Новокосино» – 2 место в конкурсе проектов «Целостный мир»,
  • «Историческая эпоха глазами наших современников» – 3 место в конкурсе проектов «Целостный мир»,
  • «Из глубины веков. Русские народные промыслы» – Диплом I степени в городском конкурсе проектов, победа во Всероссийском конкурсе творческих проектов по технологии в номинации «За сохранение и развитие традиций народного костюма».

Эта работа в центре продолжается и способствует нравственному образованию и воспитанию.

Целью воспитательной работы нашего центра является «…формирование личности, обладающей интеллектуальной и этической культурой человека».

Большую помощь в формировании нравственных качеств учащихся оказывает школьный музей детского прикладного творчества, в котором собрано более 300 экспонатов, выполненных руками детей. Они рассказывают о русских народных промыслах, национальных традициях. В городском конкурсе школьный музей занял второе место. Коллекция постоянно пополняется работами учеников. Организована выставка работ «Золотые руки мамы».

Учителями, учащимися и родителями ежегодно проводятся традиционные праздники:

  • «Масленица» для жителей района Новокосино;
  • «Поклонимся великим тем годам»;
  • Праздник школы «Давайте познакомимся»;
  • День матери.

Тема нравственности находит свое отражение в программе Детского литературного университета. На страницах газеты университета «Младое племя» юные журналисты рассуждают над такими нравственными вопросами, как «Спасительное чувство долга», «Добрая и злая красота», «Ум и воля сдерживают стихию чувств», «Добро и зло в природе».

Структура дополнительного образования в нашем центре образования представлена двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым, которые включают 6 клубов: «Интернациональный», «Человек и природа», «Человек и общество», «Точных наук», «Литературный», «Здорового образа жизни».

В режиме центра образования мы работаем два года. Это совсем немного. Но даже за этот короткий срок мы поняли, что создание единого образовательного пространства расширяет возможности образовательного учреждения в решении поставленных задач. В данном случае задачи нравственного образования и воспитания подрастающего поколения. Занимаясь в объединениях клубов дополнительного образования, наши учащиеся достигли определенных успехов. Учащиеся объединения «Говорим по-английски», в котором формируется толерантность, уважение к языку и культуре других народов, стали дипломантами окружного фестиваля «Хрустальная капелька». Участники объединения «Природа и художник» стали лауреатами и дипломантами этого конкурса, после чего участвовали в городском конкурсе «Юные таланты Московии». Их работы были представлены на выставке рисунка в Детской художественной галерее «Семья – детский взгляд».

Хор «Радость» и вокальная группа «Звонкие голоса» участвовали в Московском фестивале детского творчества «Дети 21 века: Я – в мире, мир – во мне» и в международном фестивале «Красота спасет мир».

Участники литературного клуба стали призерами (2 место) окружного конкурса чтецов в номинации «Стихотворения собственного сочинения».

Став центром образования, мы имеем уникальную возможность внедрить идею нравственного образования в систему дополнительного образования. Творческая группа учителей-экспериментаторов расширилась. В её работу включились классные руководители, педагоги дополнительного образования. Мы стараемся к этой работе привлечь родителей.

Это позволит нам создать систему условий для образования детско-взрослых объединений и поможет учащимся планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Именно в детско-взрослом сообществе происходит воспитание мировоззрения, ценностное определение нравственности, вырабатывается отношение детей к социокультурным проблемам.

Создание детско-взрослых объединений является одним из ключевых направлений «Столичного образования – 5».

Работая в составе ГЭП, мы получили ответы на главные вопросы:

  • значимость и актуальность проблемы нравственного образования;
  • трудность и возможность сочетания программы нравственное образование и программного материала по изучаемым предметам;
  • как участие в экспериментальной работе помогает учащимся выстраивать свою образовательную траекторию;
  • как детско-взрослые объединения взаимодействуют и способствуют формированию мировоззрения участников сообществ.

Детально изучив содержание нравственного образования, накопив опыт в организации и проведении занятий и интегрированных уроков по нравственности, получив учебные пособия, которые были апробированы и оценены учителями-экспериментаторами, понимая актуальность темы, мы не сомневаемся, что получим положительные результаты, которые так необходимы современному обществу, ведь «престиж и достоинство страны – это, в первую очередь, нравственные ценности…» (В. В. Путин, 27.12.2007 г.)