Цели:
- Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
- развивать внимание, связную речь.
- воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы фронтальной – светофорики, презентация на компьютере.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
Откройте тетради, запишите число.
II. Минутка чистописания.
Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Показ образца в программе чистописания.. (Письмо в воздухе)
Напиши одну букву красиво в тетради.
Верхнее и нижнее соединение «о» с элементом длинная прямая линия с петлёй внизу.
(Показ на доске)
Подчеркните самую красивую букву и соединение.
III. Словарная работа.
Потренируемся, в написание буквы «о» в словах, проведём орфографическую пятиминутку, вспомним написание словарных слов.
Отгадывание ребусов, запись слов выделение орфограмм.
Корова, коньки, ворона, сорока, мороз.
Устно составьте предложение с этими словами.
Индивидуальная работа на компьютере. (Словарный диктант)
IV. Актуализация знаний.
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
Что такое имя существительное? (Презентация)
Слайд 1. - На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
Слайд 2. (табличка на доску)
Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Слайд 3. (табличка на доску)
V. Сообщение темы и целей урока.
Какая у нас тема урока?
“Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”.
Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
VI. Работа по теме урока.
1. Устная фронтальная работа.
Это задание на внимание (работа со светофориками).
Дети показывают светофорами, какие существительные одушевлённые, какие неодушевлённые.
Слайд 4, 5, 6.
Шутка Удочка Тюлень Бабочка
Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
VII. Физминутка. Слайд 7 – 13.
2. Работа по учебнику. Стр. 9, упр 234.
- Заменить одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Например кол – вол.
- Сильные ребята выберите одну пару слов и составьте с этими словами предложение.
Проверка
- Назовите одушевлённые имена существительные.
- Что они обозначают?
- Кто относится к животным?
- Прочитайте предложения?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные
3. Работ в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛ
АСЦРОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНКОНФЕТАТЭ
- Какие слова нашли? Слайд 14.
4. Работа по вариантам. Слайд 15.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
5. Вам встретилось слово гусеница. Слайд 16.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
VIII. Домашнее задание.
- Вспомнить записать слово, которое может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от предложения. Составить с ним предложение.
- Записать 5 слов одушевлённых и 5 слов неодушевлённых, которые начинаются с первой буквы вашего имени.
- В задании, есть ещё одно слово, которое может быть одушевлённым и неодушевлённым. Оно меняет своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляется и изменяется его написании. Какое это слово? С него мы начнём изучение следующей темы.
IX. Итог.
-С какими понятиями мы работали на уроке?
Слайд 17.
-Что такое имя существительное?
Слайд 18.
На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
-Что нужно сделать, чтобы отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных?
X. Рефлексия. Слайд 19.
Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодесментов.